Цели. расширение знаний учащихся об омонимах и частичных омонимах (омоформах, омофонах, омографах), паронимах; дать представление об энантиосемии;
формирование умений различать разные виды омонимов, разграничение употребления паронимов, оксюморона;
выработка умений различать паронимы, омонимы и многозначные слова;
стимулирование учащихся к совершенствованию ревой культуры.
Оборудование: дидактический материал для самостоятельной работы учащихся, словари.
Проект урока
№п/п |
Этапы урока
|
Время
|
Вид деятельности ТСО
|
1
|
Организационный
|
3 минуты
|
Сообщается о задачах урока и порядке работы
|
2
|
Тест: контроль знаний
|
8 минут
|
|
3
|
Самостоятельная работа:
упражнения №1 — 8
|
25 минут
|
|
4
|
Рефлексия. Закрепление знаний о терминах
|
7 минут
|
Выполнение заданий, представленных на слайдах № 4 -10
|
5
|
Подведение итогов. Выставление оценок
Домашнее задание
|
2 минуты
|
Самоанализ работы учащихся на уроке
|
Пояснения к ходу урока
1. Организационный момент.
Учащимся объявляются тема и цели урока. Каждый для себя определяет, какого результата он хотел бы добиться на уроке (на полях ставит оценку, которую хотел бы заработать). — Что для этого необходимо?
Сосредоточиться, внимательно читать задания теста и варианты ответов.. В случае затруднения обратиться к учебнику, словарям или к учителю. Но всё-таки стараться работать самостоятельно.
2. Тест (проверка усвоения материала предыдущих уроков)
1. Лексическое значение какого слова сформулировано неправильно?
а) советник — название некоторых должностных лиц
б) советчик — тот, кто даёт советы
в) стекольный — состоящий или сделанный из стекла, застеклённый +
г) солярий — площадка для принятия солнечных ванн
2. В каком ряду лексическое значение одного из слов сформулировано неверно?
а) вернисаж — торжественное открытие выставки, визит — кратковременное посещение преимущественно официального характера;
б) биография — описание жизни кого — либо, мантия — головной убор; +
в) диктат — требование, указание, навязанное для безусловного выполнения, должность — служебная обязанность, служебное место;
г) выгода — польза, преимущество; аэробус — двухпалубный самолёт для перевозки большого количества людей.
3. тот, кто излишне строг в выполнении мелочных, формальных требований
а) педагог б) педиатр в) педант + г) пейзажист
4.Какое из слов является синонимом слову изысканный?
а) красивый б) редкий в) утончённый + г) сказочный
5. Укажите устаревшее слово
а) бездна б) стремнина + в) пучина г) пропасть
6. В каком предложении встречается лексика разных стилей?
а) Главный герой комедии Фонвизина «Недоросль» — Митрофанушка.
б) Его мать, Простакова, — женщина грубая, невежественная.
в) Автор высмеивает Митрофанушку, считая его обжорой и болваном +
г) Стародум выступает против деспотизма, обличает корыстолюбие и стяжательство.
7. В каком предложении есть лишнее слово)
а) Ты не хотел бы вернуться назад в нашу школу? +
б) Меня необыкновенно тревожит твоё будущее.
в) Мне нужно незамедлительно получить подробные ответы на мои вопросы.
г) Диалог — это разговор двух или нескольких лиц.
8. Какая пара слов не является антонимами?
а) приспособленец, конъюнктурщик + в) желторотый, матёрый
б) дружелюбно, враждебно г) общительный, нелюдимый
9. Какой из представленных фразеологических оборотов является антонимом к фразеологизму «кот наплакал»?
а) ни свет ни заря в) куры не клюют +
б) от горшка два вершка г) коломенская верста
10. В какой паре слов представлены антонимы?
а) баснословный, мизерный + в) понятливый, сметливый
б) поддельный, фальшивый г) слабый, чахлый
3. Самостоятельная работа. Упражнения №1-7. Карта успеха
«3» |
«4» |
«5»
|
№ задан.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6 7
|
8
|
Выполн.
|
+
|
+
|
|
|
|
|
|
Упражнение №1. Карточка- информатор. Для различения омонимов важно уметь кратко определять их смысл. Например, тур — круг, этап чего-либо (тур вальса); тур -горный козёл; тур по Европе(путешествие). Исходя из этого, запишите омонимы парами, уточняя значение каждого из них подходящим словом. Например: производственный брак — брак по расчёту.
Заставить — заставить; метить — метить; мина — мина; надуть — надуть; некогда — некогда; образование — образование; среда — среда; стекло — стекло.
Упражнение №2. С парами омоформ запишите предложения.
Мой (притяж. мест. — мой (повел накл.); подряд (существит.) — подряд (наречие); простой (прилагат. ) — простой (существит.).
Упражнение №3. Продолжите пары слов, смысл которых меняется с изменением ударения. С любыми двумя парами слов составьте и запишите предложения.
Атлас — атлас; врезаться — врезаться; …
Упражнение №4. Как называются данные пары слов? На вопрос ответьте предложением. Составьте с ними 4 предложения (по выбору).
Адресат - адресант, ветреный - ветряной, компания - кампания, дискант — дисконт,
воскресение — воскресенье, гончий — гоночный, представить — предоставить.
Упражнение №5.Найдите ошибки в данных предложениях и исправьте их.
Гончий автомобиль едва не перевернулся на повороте. Нас познакомили с новым комплектом гимнастических упражнений. Гоголь смело уличал пороки крепостнического
строя. Помещик был груб со своими придворными. Помещики жестоко угнетали своих крепостников. Постепенно человек укрощал диких коз, свиней, других животных. Дыхание больного стало отрывистым. Учитель нам представил полную свободу выбора. По пыльным дорогам тянулись обозы беглецов. За последние годы наш город очень преобразовался. Товарищ ответил мне дружественным пожатием руки. Врач взял ланцетом кусочек ваты. У него были невыразимые черты лица. Обладая острым обоянием, он сразу уловил запах только что испечённого пирога. Мы вывели новый сорт семян, не подверженный грибным заболеваниям. Он был резок и нестерпим в своих суждениях. Они не сумели основать свои требования. Дело это хлопотливое, требует большого терпения.
Упражнение №6. Интернет — Светозар. В современном русском языке есть два слова-омонима мир. Найдите материал об этом и подготовьте устное сообщение. Какой мир имел в виду Л. Н. Толстой, назвав книгу «Война и мир»?. Что значит слово миро?
Упражнение №7. Учебник русского языка, стр. 32. Прочитайте материал об оксюморонах и запишите примеры их использования (не менее 5) . Например, грустная радость. Вспомните или составьте 2 предложения с оксюморонами и запишите.
(для учителя: убогая роскошь наряда; пышное природы увяданье, оптимистическая трагедия,
белая ворона, мёртвые души, горячий снег, живой труп, скучное веселье, богатый нищий )
Упражнение №8. Карточка — информатор. Способность слова развивать антонимичные значения самому себе называется энантиосемией. Интернет — Светозар. Найдите материал об этом явлении и подготовьте сообщение для всех. Приведите примеры. Образец: я узнаю это наверно — я, наверно, это узнаю ( разная степень достоверности).
(Для учителя. Я прослушал всю симфонию( внимательно, до конца). — Я прослушал всю симфонию(пропустил всё мимо ушей).
IV. Рефлексия. Назовите термины.
1. Слова, сходные по звучанию или морфологической структуре, но разные по значению ….
(паронимы)
2. Сопоставление несопоставимых, взаимоисключающих понятий …. (оксюморон)
3. Способность слова развивать антонимичное самому себе значение … (энантиосемия)
4. Слова, сходные по звучанию, но различные по значению … (омонимы)
5. Слова, противоположные по значению ….. (антонимы)
6. Слова, сходные по значению ….. (синонимы)
7. Словарный состав языка (лексика)
V. Подведение итогов.
Домашнее задание — по учебнику.
Кошелева Евдокия Павловна
МАОУ «Чердынская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»
Кушмангортский УКП