О проекте Координаторы проекта Малокомплектные школы
Вы находитесь: ТИО » Русский язык » 10 класс » Фонетика » Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке


Цели: обобщить и систематизировать знания учащихся по фонетике и орфоэпии, отработать орфоэпические нормы современного русского языка в процессе работы над устной речью учащихся, а также проконтролировать знания учащихся в формате ЭГЭ;
формировать интерес к изучению русского языка.
Оборудование: дидактический материал для самостоятельной работы, ПК, орфоэпический, орфографический словари, учебник

Проект урока

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный

2 минуты

Знакомит с целями и задачами урока

 

2 Актуализация знаний.
Продолжить …

5 минут

Объясняет, как учащиеся будут работать

Выполняют диктант — молчанку А-Е.
Задания на экране

3. Самостоятельная работа: по теме урока: выполнение заданий на карточках

17 минут

Консультирует учащихся, если есть в этом необходимость

Самостоятельно работают с упражнениями

4. Самостоятельная работа — выполнение теста

12 минут

Даёт задания классу, объясняет непонятное.

Выполняют тест из 10 заданий

5. Рефлексия.
Устная работа — ответы на вопросы учителя.
Обобщение.
Выставление оценок
Домашнее задание

5 минут

4 мин

Предлагает вопросы классу

Устно отвечают на вопросы учителя

Самоанализ работы
на уроке, оценка своего участия

 Пояснения к ходу урока
1. Организационный момент.
Учащимся объявляются тема и цели урока.
Все виды самостоятельной работы входят в оценку работы учащегося на уроке.
Карта успеха (образец)

Вид работы

Актуализация знаний

Самост. работа по карточкам

Тест

Оценка за урок

оценка

«4»

 «3»

 «3»

 «3»

II. Актуализация знаний ( по материалу домашнего задания).
“3» — 3 зад. «4» -4 зад. «5» — 5 заданий
Продолжить (текст на экране)
А) Если в слове есть варианты написания, значит, в слове есть …
Б) Звуки мы … и … , а буквы — … и … .
В) Открытый слог заканчивается … …. , а закрытый — … .
Г) Выделение голосом самого важного по смыслу слова — это … … .
Д) Гласные звуки могут быть … и … .
Е) Русское ударение … , … , … .
III. Самостоятельная работа по теме урока.
“3» — 3 зад. «4» -4 зад. «5» — 5 заданий
1. Определите буквенный и звуковой состав слов: гриб, съезд, маяк, лагерь, инженер, окрестность, берёзка, бурьян, роль, ряд, рояль.
2. Расставьте ударение в словах, вставьте пропущенные буквы : пр..цент, кв..ртал, приг..вор, статуя, арест, к..рысть, соб..лезнование, сирота, эпилог, д..фис, жалить, досуха, зв..нит, кухонный, м..зерный, бал..ванный, ф..номен, эксперт, доллар, баловать,
3.Прочитайте слово тир. Определите, сколько раз каждый звук этого слова встречается в следующей фразе: Жили-были старик да старуха…
4.От данных словосочетаний образуйте словосочетания, в которых выделенные слова стали бы существительными с ь в середине слова. Следите за падежами зависимых слов. Бороться с конкурентами, косить сено, писать сочинение, полезный для здоровья, просить о поддержке, резать пилой, стрелять из лука, жить в чужом доме, мыть голову, семейный совет, молотить хлеб, молить о помощи.
5.Ответьте письменно на следующие вопросы.
В чём особенности словесного ударения в русском языке? В чём особенности ударения в том иностранном языке, который вы изучаете в школе? Является ли оно подвижным или разноместным, как в русском языке? Докажите.
IV. Самостоятельная работа. Выполнение теста из 10 заданий в формате ЕГЭ.
Критерий оценивания Карта успеха 
«3» — 6 заданий «4» — 7 — 9 заданий «5» — 10 заданий

Зад.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

оценка

Отв.

+

+

+

+

+

+

 

 

 

 

3

1. В каком слове количество букв и звуков совпадает?
а) боюсь б) пахать в) каюта г) съесть
2. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
а) килОметр б) кладОвая в) отобралА г) без иструктажА
3.В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
а)звОнит; б) нАчата; в) прИбывший; г) тОрты.
4. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
а) намерЕние; б) переклЮчит; в) исключЕнный; г) кашлянУть.
5. В каком слове буква е не обозначает мягкости предшествующего согласного?
а) партер; б) крем; в) термин; г) шинель
6. В каком слове все согласные звуки твёрдые?
а)радость б) попугай в) раздор г) рай
7. В каком слове все согласные звуки мягкие?
а) смех б) циркач в) венец г) синий
8. В каком слове произносится [чн]?
а) конечно; б) скучно; в) точно; г) скворечник
9. В каком слове или сочетании слов все согласные звуки звонкие? 
а) дыхание б) подсказало в) в глубь г) сдоба
10. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
а) по-мОему (наречие) б)по моемУ (мнению) в) донельзЯ г) дОсыта
(для учителя)

№ зад

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Отв.

а

в

г

в

а

в

г

в

г

в

V. Рефлексия. Ответы на вопросы (на экране)
1. Что такое фонетика?
2. Что мы можем узнать в орфоэпическом словаре?
3. Что такое орфограмма?
4. Где мы можем слышать речь, соответствующую нормам литературного произношения7
Обобщение материала урока. Оценки за урок — выставляется средняя оценка за 3 вида работы 
Какие трудности возникли у вас при выполнении заданий из самостоятельной работы?
Что для вас было новым при повторении тем «Фонетика», «Орфоэпия» «Орфография»?
Какой материал из этих разделов вы хотели бы проработать на следующих уроках еще раз?
Домашнее задание. Составить тест из 10 заданий по теме «Фонетика»

Кошелева Евдокия Павловна
МАОУ «Чердынская вечерняя (сменная ) общеобразовательная школа».
Кушмангортский УКП
koshelevaep @mail.ru

Другие новости по теме: