Цель: систематизация знаний и проверка уровня языковедческой компетенции учащихся в рамках темы «Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография».
Оборудование: дидактический материал для выполнения контрольной работы, словари
Ход урока
I. Организационный момент
Учащимся объявляются тема и цели урока. В целях экономии времени оформляется Рабочий лист — это позволяет не переписывать задания в тетрадь. Задания разноуровневые. В каждом уровне предусмотрены задания для подготовки к ЕГЭ.
- У вас у каждого есть возможность качественно выполнить работу. Не теряйте зря времени, сразу приступайте к работе. Можно пользоваться словарями. Желаю успеха всем!
II. Выполнение контрольной работы
Рабочий лист ______________
Дата
Фамилия, имя ____________________________________
Уровень А (на «3»)
Укажите в скобках количество звуков и букв. Подчеркните те слова, в которых совпадает количество букв и звуков.
Лестный ( б., зв) июньский ( б., зв) придаешь ( б., зв) поющие ( б., зв) яростные ( б., зв) бьющаяся ( б., зв)
- Выполните фонетический разбор слов: смотреться, светящийся.
- Запишите слова в фонетической транскрипции: разбежаться, рассада, левого.
- Расставьте ударение в словах, вставьте пропущенные буквы.
Средства, пол..жил, красивее, документ, х..зяева, об..спечение, дог..вор, случай, процент, кв..ртал, приг..вор, статуя, арест, корысть, соб..лезнование, сирота, эпилог.
Вставьте пропущенные буквы. Распределите данные слова в 3 столбика в зависимости от буквы, которую вы вставили.
Щ..вель, ш..нель, щ..ка, ш..роко, рощ…, ч..до, задач…, снеж..нка, пищ.. , лыж..
ш..на, ч..сто, чиж..к, ч..вство, уч..стие, прощ..ться, заж..гать, мч..ться,
щ..пальца, щ..риться.
6. Подберите по 2 слова с сочетаниями чт, чн, щн, нч, рщ, нщ, чк.
7. Укажите ряд, в каждом слове которого ударение падает на первый слог
а) средства, хвоя, бартер, шарфы
б) щавель, берёста, свёкла, портфель
в) магазин, овощи, жалюзи, шоссе
г) банты, протокол, торты, занять
8. Укажите ряд, в каждом слове которого ь является разделительным
а) кость, залечь, мельче
б) льют, стоять, стричься
в) запечь, за печью, пенька
г) серьёзный, деревья, ночью
Уровень В (на «4»)
Укажите в скобках количество звуков и букв. Подчеркните те слова, в которых совпадает количество букв и звуков.
Лестный ( б., зв) июньский ( б., зв) придаешь ( б., зв) поющие ( б., зв) яростные ( б., зв) бьющаяся ( б., зв), маячить ( б., зв) вскользь ( б., зв) разъяренный( б., зв) подстричь( б., зв) прелестно е( б., зв) местность ( б., зв).
- Выполните фонетический разбор слов: смотреться, светящийся, вкривь.
- Запишите слова в фонетической транскрипции: разбежаться, рассада, левого,
павильон.
Расставьте ударение в словах, вставьте пропущенные буквы.
Свекла, пол..жил, красивее, документ, х..зяева, об..спечение, дог..вор, случай, процент, кв..ртал, приг..вор, статуя, арест, корысть, соб..лезнование, сирота, эпилог, дефис, жалить, досуха, зв..нит, кухонный, мизерный, ф..номен, эксперт, доллар.
Вставьте пропущенные буквы. Распределите данные слова в 3 столбика в
зависимости от буквы, которую вы вставили.
Щ..вель, ш..нель, щ..ка, ш..роко, рощ…, ч..до, задач…, снеж..нка, пищ.. , лыж..
ш..на, ч..сто, чиж..к, ч..вство, уч..стие, прощ..ться, заж..гать, мч..ться,
щ..пальца, щ..риться.
6. Подберите по 2 слова с сочетаниями чт, чн, щн, нч, рщ, нщ, чк.
Сформулируйте правило написания этих сочетаний.
7. Укажите ряд, в каждом слове которого ударение падает на второй слог.
а) вагон, купе, билет, проводник
б) балкон, паркет, терраса, квартира
в) машина, капот, колесо, сиденье
г) почта, газета, телеграф, посылка
8. Укажите ряд, в каждом слове которого ь служит для обозначения мягкости согласного
а) тоньше, поместить, просьба
б) стеречь, семья, спрятать
в) карьера, письмо, помощь
г) почистить, перья, лечь
9. Укажите ряд, в котором во всех словах есть звук [т]
а) ненастный, детёныш
б) летать, честный
в) телёнок, город
г) топор, тропинка
Уровень С (на «5»)
Укажите в скобках количество звуков и букв. Подчеркните те слова, в которых совпадает количество букв и звуков.
Прелестный (…..б, зв.) серьёзный ( б., зв) звёздный ( б, зв.) местный ( б., зв) июньский ( б., зв) придаешь ( б., зв) поющие ( б., зв) яростные ( б., зв) бьющаяся ( б., зв), маячить ( б., зв) вскользь ( б., зв) разъяренный( б., зв) подстричь( б., зв) прелестное ( б., зв) местность ( б., зв).
Выполните фонетический разбор слов: смотреться, светящийся, вкривь, скользко.
Запишите слова в фонетической транскрипции: разбежаться, рассада, левого,
павильон, шинель, местность
Расставьте ударение в словах, вставьте пропущенные буквы.
Сим…етрия, пол..жил, красивее, документ, х..зяева, об..спечение, дог..вор, случай, процент, кв..ртал, приг..вор, статуя, арест, корысть, соб..лезнование, сирота, эпилог, дефис, жалить, досуха, зв..нит, кухонный, мизерный, ф..номен, эксперт, доллар, баловать, дисп..нсер, камбала, намерение, силос, к..талог, кремень, рудник, свёкла, сосред..точение, щавель, некр..лог.
5. Подберите по 3 слова с сочетаниями чт, чн, щн, нч, рщ, нщ, чк.
Сформулируйте правило написания этих сочетаний.
Прочитайте высказывание Н. В. Гоголя о русском языке. Что хотел сказать писатель? Все слова разделите на слоги, обозначьте ударные. Подберите к слову дивишься синонимы, исходя из контекста предложения.
Дивиш..ся др..гоце(н, нн)ости нашего языка: что (не, ни) звук, то и подарок, всё з..рнисто, крупно, как сам жемчуг, и право, иное название ещё
др..гоце(н, нн)ее самой вещ..
7. Укажите ряд, в каждом слове которого ударение падает на третий слог
а) процедура, диагноз, рецепт, операция
б) филармония, симфонический, пианино, исполнитель
в) проценты, планировка, агенты, директор
г) документ, биография, паспорт, протокол
8. Укажите ряд, в каждом слове которого буква ч обозначает звук [ ш]
а) чтение, чемпион
б) пустячный, лучник
в) скворечник, тучный
г) яичница, чтобы
9. В каком слове все согласные звуки твёрдые?
а) должен б) вырасти в) верблюд г) сосенка
10. В каком слове все согласные звуки глухие?
а) физкультура б) истец в) юмореска г) эпический
11. В каком слове все согласные звуки звонкие?
а) волк б) флаг в) дельфин г) жёлуди
III. Подведение итогов работы всех четырёх уроков.
Самоанализ работы, оценка своего участия на всех уроках по теме «Фонетика»
- Поставьте + там, как себя оцениваете
Реализовал себя полностью
Реализовал себя частично
Не реализовал себя, собой не совсем доволен
Домашнее задание: по желанию учащихся . Учебник — упр. 25
Кошелева Евдокия Павловна
МАОУ «Чердынская вечерняя (сменная ) общеобразовательная школа».
Кушмангортский УКП
koshelevaep @mail.ru