Цели урока:
закрепление понятия сильной и слабой позиции фонемы, основных принципов и норм современной русской орфографии;
развитие умения сравнивать и анализировать фонетические единицы и явления, производить фонетический разбор слова;
воспитание интереса к изучению русского языка и самостоятельной активности учащихся.
Оборудование: дидактический материал для самостоятельной работы, ПК, орфоэпический, орфографический словари
Проект урока
Этапы урока |
Время
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
1. Организационный — целеполагание
|
2 минуты
|
Знакомит с целями и задачами урока
|
|
2. Актуализация знаний — выполнение заданий с последующей проверкой
|
6 минут
|
Объясняет, как учащиеся будут работать
|
Выполняют задания, предложенные учителем
(текст на экране)
|
3. Самостоятельная работа по теме урока
|
20 минут
|
Консультирует учащихся, если есть в этом необходимость
|
Самостоятельно работают с упражнениями
|
4. Самостоятельная работа. Актуализация знаний
|
11 минут
|
Даёт задания классу, объясняет непонятное.
|
Выполнение заданий
теста в формате ЕГЭ
|
5. Рефлексия
Подведение итогов. Выставление оценок
Домашнее задание
|
3 мин
3 мин
|
Предлагает обобщающие вопросы
|
Отвечают на вопросы
Самоанализ работы
на уроке, оценка своего участия
|
Пояснения к ходу урока
1. Организационный момент
Учащимся объявляются тема и задачи урока.
- Материалы к данному уроку (как и к 2 предыдущим) позволяют обобщить и систематизировать ваши знания по фонетике и орфоэпии, отработать орфоэпические и орфографические (связанные с этим разделом) нормы современного русского языка , а также закрепить навыки выполнения заданий в формате ЭГЭ.
Учитель нацеливает учащихся на выполнение контрольной работы, которая будет проведена на следующем, четвёртом по этой теме уроке.
II. Актуализация знаний. Выполнение заданий с последующей проверкой
а) Запишите в фонетической транскрипции слова: с Дашей, пробежаться, подснежник
б) Сделайте фонетический разбор слова РАЗЪЕХАТЬСЯ.
в) Когда гласные находятся в сильной позиции?
г) Когда согласные находятся в сильной позиции?
III. Самостоятельная работа по теме урока. Карта успеха
Зад. |
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
оценка
|
Вып.
|
+
|
+
|
+
|
и т. д.
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Учебник, стр.6. Прочтите теоретический материал и ответьте письменно
Перечислите основные принципы русской орфографии. Приведите примеры
2.Учебник, стр.7- упр.2. Прочтите текст упражнения. Ответьте на вопрос.
О каком принципе русской орфографии говорится в приведённом высказывании академика Я. К. Грота?
3. Затранскрибируйте слова ежегодник, ямщик, несётся, вкратце, песчаный.
4. Почему иногда встречаются такие орфографические ошибки, как чюдище, ночька,
баньтик, машына? Ответьте письменно.
Составьте как можно больше слов (не менее 5), используя звуки [ а] , [ о] , [ б ] , [ в], [г] , [ л]. Уместны ли здесь слова гол, влага, Галя, боль?
6. Подчеркните буквы, указывающие на мягкость согласных в словах предложения По небу ползла тяжёлая туча. У всех ли согласных обозначена мягкость?
7. Поставьте ударение в словах. Выберите любые 10 слов и подчеркните в них открытые слоги.
Диспансер, камбала, намерение, силос, каталог, кремень, рудник, свёкла, сосредоточение, щавель, ходатайство, засуха, хвоя, положил, жаворонок, изобретение, боязнь, фарфор, предложить.
8. Выполните фонетический разбор слов: объясниться, девчонка, вновь.
9. Объясните, почему после ж, ш всегда, а после ц почти всегда пишется буква и, хотя
произносится звук [ы ]?
Учебник — упражнение №16. Прочтите текст упражнения. Найдите непонятные для себя слова и выпишите их. Найдите их объяснение в словарях . Объясните, почему так написано выделенное слово — каким словарём надо для этого воспользоваться?
IV. Самостоятельная работа. Актуализация знаний
Выполнение теста из 10 заданий в формате ЕГЭ.
Критерий оценивания Карта успеха
«3» — 6 заданий «4» — 7 — 9 заданий «5» — 10 заданий
Зад. |
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
оценка
|
Отв.
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
|
|
|
3
|
1. В каком слове звуков меньше, чем букв?
а) просвещение б) обидеть в) рейтинг г) семена
2. Укажите слово, где количество букв и звуков совпадает
а) ожидается б) думает в) память г) сохраняет
3. В каком слове звуков больше, чем букв?
а) ёлка б) здоровье в) окрестность г) воробей
4. В каком слове все согласные звуки звонкие?
а) праведник б) бежевый в) освятить г) недуг
5. В каком слове все согласные звуки твёрдые?
а) наёмник б) ориентир в) приозерье г) талант
6. В каком слове все согласные звуки глухие?
а) плавать б) житейский в) втыкать г) песня
7. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
а) нАчались б) экспЕрт в) оно жилО г) бантЫ
8. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
а) нефтепровОд б) осУжденный в) тортЫ г) языковАя (колбаса)
9. В каком варианте ответа ударение не выполняет смыслоразличительную функцию?
а) подрЕзать — подрезАть б) Уже — ужЕ в) Орган — оргАн г)вЕрхом — верхОм
10. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
а) щАвель б) фенОмен в) углубИть г) столЯр
для учителя
№ зад |
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
Отв.
|
б
|
а
|
а
|
б
|
г
|
в
|
б
|
а
|
а
|
а
|
V. Рефлексия
Какие трудности возникли у вас при выполнении заданий из самостоятельной работы?
Что для вас было новым при повторении тем «Фонетика», «Орфоэпия» «Орфография»?
Что показалось наиболее интересным?
Обобщение материала урока. Самоанализ работы на уроке, оценка своего участия
Выставление оценок за урок
Домашнее задание. Подготовка к контрольной работе. Учебник — повторить всю теорию по теме «Фонетика». Составить тест из 5 заданий по теме «Ударение»
Кошелева Евдокия Павловна
МАОУ «Чердынская вечерняя (сменная ) общеобразовательная школа».
Кушмангортский УКП
koshelevaep @mail.ru