Учебник 10-11 класс Власенков А. И. Рыбченкова Л. М. Москва Просвещение 2007
Тип урока: комбинированный
Цели:
- систематизировать и углубить знания по фразеологии как о разделе науки о языке,
- показать разнообразие и богатство фразеологизмов русского языка.
Задачи:
- развивать умения различать фразеологизмы по структуре и их стилевой принадлежности, совершенствовать навыки пользования фразеологическим богатством в устной и письменной речи;
- повышать речевую культуру учащихся, воспитывать чувство ответственности по отношению к слову.
Оборудование: ПК, фразеологический словарь, справочный материал, рабочий лист с дидактическим материалом для самостоятельной работы.
Проект урока
№п/п
|
Вид деятельности
|
Время
|
Использование ТСО
|
1
|
Организационный момент
|
2 мин
|
|
2
|
Обобщение материала по теме «Фразеология»
Беседа по плану (см. пояснения к ходу урока)
|
8 мин
|
ПК Слайды презентации №2-7
|
3
|
Индивидуальная самостоятельная работа
Задания на рабочем листе. 1 — 5 задания по плану на слайде.
|
25 мин
|
слайд №8
|
4
|
Рефлексия. Фразеологическая разрядка
|
6 мин
|
слайды презентации
№ 9 — 19
|
5
|
Подведение итогов. Оценки за урок.
|
4 мин
|
|
Пояснения к ходу урока
1. Организационный момент.
Формулирование целей и задач урока.
- Сегодня на уроке вы будете выполнять самостоятельную работу по материалу, изученному на предыдущих уроках. Вспомните известное вам об устойчивых сочетаниях, узнаете много нового и интересного. А чтобы проще вам было ориентироваться в заданиях самостоятельной работы, ответим на ряд вопросов, а примеры — на слайдах презентации. Надеюсь, сегодняшний урок будет интересным и полезным: вы будете учиться правильно и уместно использовать фразеологизмы в речи, ведь они, по словам В.Г. Белинского, «составляют народную физиономию языка, его оригинальные средства и самобытное, самородное богатство».
2. Обобщение материала по плану.
а) Что такое фразеологизм? В каком разделе лингвистики изучаются фразеологизмы?
б) Разряды фразеологизмов по грамматической структуре — слайд №2
в) Типы фразеологизмов с точки зрения стилистической окраски — слайд №3
г) Происхождение фразеологизмов — слайд № 4
д) Фразеологизмы однозначные и многозначные. — слайд №5
е) Фразеологизмы-синонимы и фразеологизмы — антонимы. слайд №6
ж) Роль фразеологизмов в предложении слайд №7
3. Индивидуальная самостоятельная работа учащихся ( с применением ТИО)
а) Все задания — на Рабочем листе (выдаётся каждому ученику). Критерий оценивания работы указан там же. Задания 1-5 даны строго по плану обобщения материала. (см. слайд 8)
- На рабочем листе вы ставите себе желаемую оценку, по окончании работы — фактическую.
Пользуйтесь фразеологическими словарями и справочным материалом, приготовленным для вас, особенно при выполнении заданий 1 — 5. Желаю успеха!
. «3»
|
«4»
|
«5»
|
.№ задания
|
№1
|
№2
|
№3
|
№4
|
№5
|
№6
|
№7
|
№8
|
выполнение
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Рефлексия. Фразеологическая разрядка.
1. Сейчас нужно будет назвать фразеологизмы, изображённые «иностранными художниками, которые поняли их значение буквально». Презентация — слайды 9 — 15
(идти черепашьим шагом, съесть пуд соли, крокодиловы слёзы, льёт как из ведра, работать спустя рукава, семь пятниц на неделе).
2. .Объясните происхождение выражения «глухая тетеря» — слайд 16.
3. Подберите слова, отвечающие на вопрос какой? — слайд 17.
4. Вспомните фразеологизмы со словом огонь. — слайд 18
5. Восстановите выражение — слайд 19.
5. Подведение итогов работы
- Фразеологические обороты активно используются как в устной, так и в письменной речи,
не только в художественной литературе, но и в публицистической. Иногда в газетах, журналах можно встретить устойчивые словосочетания — фразеологизмы. Как не допустить в речи ошибок, связанных с употреблением устойчивых сочетаний слов? Как вы думаете, для чего нужно изучать фразеологию?
- Да, фразеологизмы — одно из наиболее выразительных средств языка, и знание фразеологии — необходимейшее условие глубокого овладения родным языком. Если язык можно сравнить с тканью мышления, то фразеологизмы — её драгоценные нити, сообщающие ткани своеобразную, неповторимую расцветку и блеск -
Оценка за урок Какие из предложенных заданий показались наиболее трудными? Интересно ли было работать? Что было, на ваш взгляд, наиболее интересным? Комментирование полученных оценок.
Рабочий лист.
Фамилия, имя ___________________________________
Ожидаемая оценка
Фактически
. «3»
|
«4»
|
«5»
|
.№ задания
|
№1
|
№2
|
№3
|
№4
|
№5
|
№6
|
№7
|
№8
|
выполнение
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Выполняя задания 1-5, используйте справочный материал.
1. Распределите данные фразеологизмы в 2 столбика
Куда кривая вывезет, ни рыба ни мясо, когда рак на горе свистнет, смотреть сквозь пальцы, бабушка надвое сказала, между двух огней, ни свет ни заря, как корова языком слизала.фразеологизмы — словосочетания, фразеологизмы — предложения
2. Распределите фразеологизмы с точки зрения стилистической окраски
Путём мирного урегулирования, встреча в верхах; ни кожи ни рожи, морду воротить; компостировать билет, повестка дня; водой не разольёшь, как с гуся вода.
Нейтральные книжные разговорные просторечные
3. Сгруппируйте фразеологизмы по происхождению
Ахиллесова пята, авгиевы конюшни, принцесса на горошине; при царе Горохе, во всю ивановскую, с гулькин нос; исчадие ада, земля обетованная, глас вопиющего в пустыне;.
исконно русские из старославянского языка иноязычного происхождения
4. Над однозначными фразеологизмами поставьте цифру 1, над многозначными — 2.
Собраться с силами, пустить петуха, во весь дух, витать в облаках, ставить в тупик, камень преткновения, валять дурака, мокрая курица, на первый взгляд.
5. К фразеологизмам левого столбика подберите фразеологизмы — антонимы из правого столбика, соединив соответствующие цифры с буквами, например, в4.
а Хоть иголки собирай- 1 не покладая рук
б Заваривать кашу - 2 воспрянуть духом
в Коломенская верста - 3 как кошка с собакой
г Повесить нос - 4 ни зги не видно
д Жить душа в душу - 5 от горшка два вершка
е Сидеть сложа руки 6 расхлёбывать кашу
6. Подчеркните словосочетания, в которых выделенное слово можно заменить антонимом. Чем отличаются друг от друга словосочетания в паре? Ответьте письменно.
глубокий пруд — глубокий старик
короткое пальто — короткое замыкание
поднять занавес — поднять тревогу
принести стул - принести пользу
7. Составьте и запишите предложения, в которых каждое из приведённых ниже выражений являлось бы сначала свободным сочетанием, затем - фразеологическим оборотом (значение см. во фразеологическом словаре).
Образец. Он на прощание махнул рукой. — На него уже давно все махнули рукой.
Не вытянешь клещами, каши не сваришь, не находить себе места, закрывать глаза, опустить руки.
8. Напишите сочинение — миниатюру (5 — 8 предложений) о хорошо знакомой вам ситуации, в котором можно было бы употребить один из следующих фразеологизмов.
Комар носа не подточит; кормить завтраками; ищи ветра в поле; кто во что горазд; на всю катушку; прикусить язык; за длинным рублём; лезть на рожон; как по маслу; с распростёртыми объятиями.
Скачать презентацию к уроку. Часть 1 frazeologizmy.part1.rar [3.81 Mb]
Скачать презентацию к уроку. Часть 2 frazeologizmy.part2.rar [3.81 Mb]
Скачать презентацию к уроку. Часть 3 frazeologizmy.part3.rar [3.81 Mb]
Скачать презентацию к уроку. Часть 4 frazeologizmy.part4.rar [2.16 Mb]
МОУ «Чердынская вечерняя (сменная ) общеобразовательная школа». Кушмангортский УКП
Кошелева Евдокия Павловна
koshelevaep @mail.ru