О проекте Координаторы проекта Малокомплектные школы
Вы находитесь: ТИО » Русский язык » 10 класс » Фразеология » Фразеология. Закрепление материала


Учебник 10-11 класс  Власенков А. И. Рыбченкова Л. М.  Москва  Просвещение 2007

Тип урока: комбинированный

Цели:

  • систематизировать и углубить знания по фразеологии как о разделе науки о языке,
  • показать разнообразие и богатство фразеологизмов русского языка.

Задачи:

  • развивать  умения различать фразеологизмы по структуре и их стилевой принадлежности, совершенствовать навыки пользования фразеологическим богатством в устной и письменной речи;
  • повышать речевую культуру учащихся, воспитывать чувство ответственности по отношению к слову.

Оборудование: ПК, фразеологический словарь, справочный материал, рабочий лист с дидактическим материалом для самостоятельной работы.

 

Проект урока

 

№п/п

Вид деятельности

Время

Использование ТСО

1

Организационный момент

2 мин

 

2

Обобщение материала по теме «Фразеология»

Беседа по плану (см. пояснения  к ходу урока)

8 мин

ПК   Слайды презентации №2-7

3

Индивидуальная самостоятельная работа

Задания на рабочем листе.   1 — 5 задания по плану  на слайде.

25 мин

слайд №8

4

Рефлексия.  Фразеологическая разрядка

 6 мин

слайды презентации

№ 9 — 19

5

Подведение итогов. Оценки за урок.

 4 мин

 

 

Пояснения к ходу урока

1. Организационный момент.                                                                                        

Формулирование целей и задач урока. 

-  Сегодня на уроке вы будете выполнять самостоятельную работу по материалу, изученному на предыдущих уроках. Вспомните известное вам об устойчивых сочетаниях, узнаете много нового и интересного. А чтобы проще вам было ориентироваться в заданиях самостоятельной работы, ответим на ряд вопросов, а примеры — на слайдах презентации. Надеюсь, сегодняшний урок будет интересным и полезным: вы будете учиться правильно и уместно использовать фразеологизмы в речи, ведь они, по словам В.Г. Белинского, «составляют народную физиономию языка, его оригинальные средства и самобытное, самородное богатство».                                                                               

 

2. Обобщение материала по плану.

а) Что такое фразеологизм?  В каком разделе лингвистики изучаются фразеологизмы?

 б)  Разряды фразеологизмов по грамматической структуре — слайд №2

в) Типы фразеологизмов с точки зрения стилистической окраски  — слайд №3

 г) Происхождение фразеологизмов — слайд № 4

д) Фразеологизмы однозначные и многозначные. — слайд №5  

е) Фразеологизмы-синонимы и фразеологизмы — антонимы. слайд №6

 ж) Роль фразеологизмов в предложении слайд №7       

 

3. Индивидуальная самостоятельная работа учащихся ( с применением ТИО)                                                

а) Все задания — на Рабочем листе (выдаётся каждому ученику). Критерий оценивания работы указан там же. Задания 1-5 даны строго по плану обобщения материала. (см. слайд 8)


- На рабочем листе вы ставите себе желаемую оценку, по окончании работы — фактическую.

Пользуйтесь фразеологическими словарями и справочным материалом, приготовленным для вас, особенно при выполнении заданий 1 — 5.  Желаю успеха!

.                                                                «3»

     «4»

«5»

.№ задания

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

выполнение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Рефлексия. Фразеологическая разрядка.                                                        

 1. Сейчас нужно будет назвать фразеологизмы, изображённые «иностранными художниками, которые поняли  их значение буквально». Презентация — слайды  9 — 15

(идти черепашьим шагом, съесть пуд соли, крокодиловы слёзы, льёт как из ведра, работать спустя рукава, семь пятниц на неделе).

2. .Объясните происхождение выражения «глухая тетеря» — слайд 16.

3. Подберите слова, отвечающие на вопрос какой? — слайд 17.

4. Вспомните фразеологизмы со словом  огонь.  — слайд  18

5.  Восстановите выражение — слайд 19.

 

5. Подведение итогов работы

- Фразеологические обороты активно используются как в устной, так и в письменной речи,

не только в художественной литературе, но и в публицистической. Иногда в газетах, журналах можно встретить устойчивые словосочетания — фразеологизмы. Как не допустить в речи ошибок, связанных с употреблением устойчивых сочетаний слов? Как вы думаете, для чего нужно изучать фразеологию?

- Да, фразеологизмы — одно из наиболее выразительных средств  языка,  и знание  фразеологии — необходимейшее условие глубокого овладения родным языком. Если язык можно сравнить с тканью мышления, то фразеологизмы — её драгоценные нити, сообщающие ткани своеобразную, неповторимую расцветку и  блеск -

 

Оценка за урок Какие из предложенных заданий показались наиболее трудными? Интересно ли было работать? Что  было, на ваш взгляд,  наиболее интересным?  Комментирование полученных оценок.

 

Рабочий лист.                           

Фамилия, имя ___________________________________  

                                       Ожидаемая оценка

                                               Фактически


.                                                                «3»

     «4»

«5»

.№ задания

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

выполнение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняя задания 1-5, используйте справочный материал.

1. Распределите  данные фразеологизмы в 2 столбика

Куда кривая вывезет, ни рыба ни мясо, когда рак на горе свистнет, смотреть сквозь пальцы, бабушка надвое сказала, между двух огней,  ни свет ни заря, как корова языком слизала.фразеологизмы — словосочетания, фразеологизмы — предложения

 

2. Распределите фразеологизмы с точки зрения стилистической окраски

 Путём мирного урегулирования,  встреча в верхах; ни кожи ни рожи, морду воротить; компостировать билет, повестка дня; водой не разольёшь, как с гуся вода.

Нейтральные              книжные                разговорные                  просторечные

 

3. Сгруппируйте фразеологизмы по происхождению

Ахиллесова пята, авгиевы конюшни, принцесса на горошине; при царе Горохе, во всю ивановскую, с гулькин нос; исчадие ада, земля обетованная, глас вопиющего в пустыне;.

исконно русские        из старославянского языка        иноязычного происхождения

 

4. Над однозначными фразеологизмами поставьте цифру 1, над многозначными — 2.

Собраться с силами, пустить петуха, во весь дух, витать в облаках, ставить в тупик, камень преткновения, валять дурака, мокрая курица, на первый взгляд.

 

5. К фразеологизмам  левого столбика подберите фразеологизмы — антонимы из правого столбика, соединив соответствующие цифры с буквами, например, в4.

       а     Хоть иголки собирай-                              1         не покладая рук

       б    Заваривать кашу     -                                2         воспрянуть духом

       в     Коломенская верста   -                            3         как кошка с собакой

       г     Повесить нос -                                          4         ни зги не видно

       д     Жить душа в душу -                                5        от горшка два вершка

       е     Сидеть сложа руки                                  6         расхлёбывать кашу

 

6.  Подчеркните словосочетания, в которых выделенное слово можно заменить  антонимом.  Чем отличаются друг от друга словосочетания в паре? Ответьте письменно.

глубокий пруд — глубокий старик                                 

короткое пальто — короткое замыкание                 

поднять занавес — поднять тревогу                           

принести стул -   принести  пользу                             

 

7. Составьте и запишите предложения, в которых каждое из приведённых ниже выражений  являлось бы сначала  свободным сочетанием, затем -  фразеологическим оборотом  (значение см. во фразеологическом словаре).

Образец. Он на прощание махнул рукой. — На него уже давно все махнули рукой.

 Не вытянешь клещами, каши не сваришь, не находить себе места, закрывать глаза, опустить руки.

 

8. Напишите сочинение — миниатюру (5 — 8 предложений) о хорошо знакомой вам ситуации, в котором можно было бы  употребить один из следующих фразеологизмов.

Комар носа не подточит; кормить завтраками; ищи ветра в поле; кто во что горазд; на всю катушку; прикусить язык; за длинным рублём; лезть на рожон; как по маслу; с распростёртыми объятиями.

 

Скачать презентацию к уроку. Часть 1 frazeologizmy.part1.rar [3.81 Mb]
Скачать презентацию к уроку. Часть 2 frazeologizmy.part2.rar [3.81 Mb]
Скачать презентацию к уроку. Часть 3 frazeologizmy.part3.rar [3.81 Mb]
Скачать презентацию к уроку. Часть 4 frazeologizmy.part4.rar [2.16 Mb]

 

МОУ «Чердынская вечерняя (сменная ) общеобразовательная школа». Кушмангортский УКП

Кошелева Евдокия Павловна

koshelevaep @mail.ru

Другие новости по теме: