Цели: расширение знаний учащихся о средствах выразительности русского языка;
развитие навыков работы со справочной литературой;
воспитание ответственного отношения к слову.
Оборудование: дидактический материал для самостоятельной работы, словари, компьютер
Проект урока
№п/п |
Этапы урока
|
Время
|
Вид деятельности ПК
|
1
|
Организационный
|
3 мин
|
|
2
|
Работа с таблицей
|
5 минут
|
Повторение материала прошлых уроков слайд №2
|
3
|
Самостоятельная работа
|
30 минут
|
Учащиеся работают с заданиями №1 — 10, учитель при необходимости консультирует
|
4.
|
Рефлексия
|
4 минуты
|
Определить тропы слайд №3
|
5
|
Подведение итогов.
Оценки за урок
|
2 минуты
|
Оценка учащимися своего участия в работе на уроке
|
6.
|
Домашнее задание
|
1 минута
|
слайд №4
|
Пояснения к ходу урока
I. Организационный момент. Целеполагание.
У. Слова в нашем языке удивительно многолики. Много слов, имеющих одно значение, и их большинство, но очень много слов, которые имеют по 2-3 и даже 6-7 значений, и кроме прямого(исходного) значения, слова приобретают переносное(вторичное) значение. Переносные значения слов служат для создания образных, выразительных средств языка: метафор, эпитетов, олицетворений и т. д. Сегодня вам предстоит работа по выполнению заданий, где необходимо определить прямое и переносное значение слова, вспомнить выразительные средства языка, найти однозначные и многозначные слова. Читайте внимательно задания, пользуйтесь справочной литературой, учебником и старайтесь выполнить упражнение точно по заданию.
II. Работа с таблицей из 5 заданий.
Запишите словосочетания со словом корень. Кто больше? |
Грамматические признаки имени существительного
|
Первые буквы фамилии, имени и отчества
|
Словарный состав языка
|
Наука о языке
|
корень слова…
|
|
|
|
|
III. Самостоятельная работа по карточкам. Карта успеха
За 6 выполненных заданий –«3», за 8 заданий — «4», 9 — 10 заданий — «5»
№ задания |
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
выполнение
|
+
|
+
|
….
|
|
|
+
|
|
|
|
|
1. Какие из выделенных слов употреблены в переносном значении? Подчеркните
БЕШЕНЫЙ темп ГЛУБОКИЙ колодец ГОРИТ желанием помочь
ГОРЯТ дрова в печи лицо ГОРИТ гневом ЗОЛОТО в слитках
ЗОЛОТО волос ходит такой КИСЛЫЙ сказал КИСЛЫМ голосом
крыжовник был КИСЛЫМ починить КОМПЬЮТЕР хвойный ЛЕС
ЛЕС рук НОС человека ПУСТАЯ бочка
ПУСТЫЕ разговоры лёд СКОВАЛ реку просыпать СОЛЬ
ест помидоры без СОЛИ СОЛЬ анекдота ФИОЛЕТОВАЯ краска
2. Отметьте словосочетания, в которых выделенные словосочетания употреблены в прямом значении.
СТАЛЬНОЙ обруч ПРОЗРАЧНЫЙ намёк СЛАДКАЯ речь
СТАЛЬНОЙ характер ЛУЧ прожектора ЛУЧ надежды
МЕТКОЕ сравнение МЕТКИЙ стрелок МОРЕ слов
РАЗБИТЬ чашку РАЗБИТЬ надежды РАЗБИТЬ привал
ТЕНЬ сомнения ТЕНЬ от дерева длинная ТЕНЬ
ХОЛОДНОЕ оружие ХОЛОДНЫЙ взгляд ХОЛОДНАЯ погода
КАМЕННЫЕ ступени КАМЕННОЕ сердце КАМЕННОЕ лицо
КАМЕННОЕ сооружение МОРЕ улыбок МЕТКОЕ слово
ЗЛОЙ язык ЧЁРНЫЕ замыслы НОС судна
ТЁПЛЫЙ чай ТЁПЛАЯ встреча ТЁПЛОЕ рукопожатие
3. Над однозначными словами поставьте цифру 1, над многозначными — 2.
(Для учителя — выделены слова однозначные)
Составьте с данными словами словосочетания.
Фломастер, поролон, корень, игла, шляпка, айсберг, дополнение, жокей, кнопка.
4. Прочитайте в учебнике материал о прямом и переносном значении слов. Ответьте письменно на вопросы.
а) Как может возникнуть новое значение слова?
б) Для чего служат переносные значения слов?
Приведите 5 примеров употребления слова в прямом и переносном значении.
Образец: золотое кольцо — золотое сердце.
5. Употребите в прямом и переносном значении данные слова, составляя с ними словосочетания. Образец: добыча металла — металл в голосе.
Вода, грязь, ветер, тепло, артист, зерно; чёрный, деревянный, золотой, горький.
6. Выполняется одно из заданий. а) Составьте предложения со словосочетаниями, в которых выделенные слова употреблены в переносном значении.
ЯЗЫКИ пламени положить таблетку под ЯЗЫК
КРУГЛЫЕ сутки КРУГЛЫЙ столик
ОСТРЫЙ нож ОСТРОЕ слово ЧЁРНАЯ зависть
ЧЁРНЫЙ карандаш СВЕТЛАЯ мысль ПРОЗРАЧНАЯ ткань
б) (для имеющих Интернет — Светозар). Найдите материал и подготовьте устный ответ о первичном и вторичном значении слова.
7. Прочитайте стихотворение С. Есенина «С добрым утром!».Выпишите встретившиеся вам метафоры, эпитеты и олицетворения. Какое настроение они создают при чтении стихотворения? Ответьте письменною
Задремали звёзды золотые, Улыбнулись сонные берёзки,
Задрожало зеркало затона Растрепали шёлковые косы.
Брезжит свет на заводи речные Шелестят зелёные серёжки,
И румянит сетку небосклона. И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»
8. Подберите 5 — 6 примеров из литературы на употребление этих изобразительно — выразительных средств языка.
9. Укажите слова, употреблённые в переносном значении. Определите способ переноса значения (метафора, метонимия, синекдоха)
За гремучую доблесть грядущих веков, за высокое племя людей я лишился и чаши на пире отцов, и веселья, и чести своей. Мне на плечи кидается век — волкодав, но не волк я по крови своей: запихай меня лучше, как шапку, в рукав жаркой шубы сибирских степей… О. Мандельштам
10. Напишите миниатюру (6-7 предложений) о природе, используя выразительные средства языка (метафора, эпитет, олицетворение и др.)
IV. Рефлексия. Определите художественные тропы в данных отрывках.
а) В саду горит костёр рябины красной б) Лежал закат костром багровым (А.Ахматова
в) Осенний холод ласково и кротко г) В сто сорок солнц закат пылал (В.Маяковский).
Крадётся мглой к овсяному двору. (С Есенин)
д) Мело, мело по всей земле, во все пределы. Свеча горела на столе, свеча горела. (Б. Паст.)
V. Подведение итогов работы. Выставление оценок.
Оценка учащимися своего участия в работе.
VI. Домашнее задание.
Выписать из стихотворений (указать фамилии поэтов) 10 примеров использования выразительных средств языка
Кошелева Евдокия Павловна
МАОУ «Чердынская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»
Кушмангортский УКП