О проекте Координаторы проекта Малокомплектные школы
Вы находитесь: ТИО » Русский язык » 10 класс » Лексика » Обобщение по теме «Лексика


Цели: систематизация материала и контроль  знаний по теме «Лексика»

развитие интеллектуальной сферы учащихся, обогащение словарного запаса;

нравственное воспитание учащихся средствами языка.

Оборудование: дидактический материал, лингвистические словари.

Тип урока: контроль знаний.

 

Проект урока


№п/п

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный

3 минуты

Сообщает о предстоящей работе

Настраиваются на плодотворную работу

2

Самостоятельная работа

 28 минут

 

Выполняют контрольный тест

3

Рефлексия

10 минут

Вопросы по ходу урока

Готовят ответы на вопросы

4

Подведение итогов работы по теме. Домашнее задание

 4 минуты

 

 

Пояснения к ходу урока

I. Организационный момент.
-У. Сегодня на уроке мы подведём итог всей работе по теме «Лексика». Вам предстоит  большая самостоятельная работа, в ходе которой предлагается выполнить тест из 20 заданий на все основные разделы лексики.

II. Самостоятельная работа — контроль знаний.

Тест      Критерий оценки. 50- 70%  -«3»;   71 — 90%  — «4»;       91 — 100%   -  «5» -
               Карта успеха.       В каждом задании только один ответ правильный

№ зад

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

вып.

+

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. В каком ряду лексическое значение одного из слов сформулировано неверно?
а) Коллекция — систематизированное собрание однородных предметов;
ветеринар — специалист, лечащий животных
б) Оппонент — противник в споре;                                                                             +
бюрократ — чиновник, работающий в государственном учреждении
в)  Вакансия — незанятая должность в учреждении;
абсурд. — бессмыслица, нелепость.
г)  Лацкан — отворот пиджака, пальто;
агентство- организация, выполняющая поручения учреждений или частных лиц

2.  Каково лексическое значение устаревшего слова волость?
а)  административно — территориальная единица, составная часть губернии в России до 1929 года;
б)  основная административно-территориальная единица в России до 1929 года, делившаяся на уезды;
в) низшая административно-территориальная единица, входившая в состав уеэда в России до 1929 года;                                                                                    +
г) родовое имение крупного землевладельца, переходившее по наследству от отца к детям или ближайшим родственникам.

3. Каково лексическое значение устаревшего слова алтын?
а)  старинная русская монета достоинством в полкопейки;
б) старинная русская монета достоинством в 20 копеек
в) старинная русская золотая монета достоинством в 10 рублей
г) старинная русская монета достоинством в 3 копейки                                  +

4. Какое из перечисленных слов имеет значение «склонный к нападению, насилию; враждебный, захватнический»?
а) воинственный          б) свирепый                 в) агрессивный +        г) яростный

5. В каком предложении слово абзац употреблено неправильно?
а) Лисицын вносил коррективы в текст, переписывая целые абзацы.
б)  В некоторых учебниках по литературе на абзацах приведены цитаты из произведений русских писателей.                  +
в) Перескакивая с абзаца на абзац, она с замиранием сердца читала статью о своём новом романе.
г)  Ребята списывали текст, деля его на абзацы.
6. В каком предложении вместо слова представить нужно употребить слово предоставить?
а) Этот дом представляет собой нечто похожее на замок.
б)Актёр умел представить пение соловья.
в) Вам нужно срочно представить отчёт о командировке.
г) Я представил вам возможность самостоятельно решать эти вопросы.    +

7. В каком ряду не все слова являются синонимами?
а) подарок, дар, подношение, презент, гостинец
б) поэт, стихотворец, пиит, певец, лауреат
в) нарядиться, разодеться, разрядиться, расфрантиться, расфуфыриться
г) объединение, союз, ассоциация, федерация, коалиция

8. В каком ряду нет синонимов, употребляющихся в разговорной речи?
а) ходатайствовать, просить, хлопотать, канючить
б) спрятаться, схорониться, затаиться, укрыться
в) перегнать, опередить, превзойти, обставить
г) пленять, очаровывать, прельщать, покорять     +

9. Какая пара слов не является антонимами?,
а) редколесье, чаща;                                  в) лицемерный, двоедушный     +
б) жизнерадостный, унылый             г) закономерный,  случайный

10. В каком ряду  все слова употреблены  в прямом значении?
а) цветущий сад, заснувший ребёнок, потерянный взгляд
б) бегающие дети,  погасшая свеча, сорванный цветок     +
в) открытая дверь, натянутые отношения, приподнятое настроение
г) текущие события, рассеянный человек, подавленное состояние

11. В каком ряду все слова употреблены в переносном значении?
а) распущенный, ребёнок, сорванный голос, натянутая струна
б) заснувший лес, потерянный кошелёк, рассеянные семена
в) замкнутый характер, открытая душа, цветущая женщина    +
г) погасший взгляд, запущенный дом, танцующая пара

12. В каком ряду все прилагательные употреблены в прямом значении?
а) громкий голос, громкий крик, громкое дело, громкий выстрел
б) ледяная глыба, ледяной взгляд, ледяная гора, ледяные просторы
в)  холодный чай, холодное сердце, холодный ветер, холодный день
г)  тёплый свитер, тёплые сапоги, тёплый дом, тёплая кофта   +

13. В каком ряду все прилагательные употреблены в переносном значении?
а) лисья хитрость, железная воля, каменный дом
б) холодный ум, медвежья берлога, глубокий анализ
в) золотое сердце, тёплый приём, чистая посуда
г) дырявая память, туманный намёк, сердечный человек   +

14. Какое из данных слов является синонимом  фразеологизма кот наплакал?
а) грустно       б) вредно                в)  мало       +             г)  глупо

15. В каком ряду не все фразеологические обороты являются  синонимами?
а) два сапога пара, одного поля ягоды, одним лыком шиты
б) душа уходит в пятки, душа в душу, душа нараспашку      +
в)  выжимать соки, драть шкуру, тянуть жилы
г)  прощупывать почву, закидывать удочки, пускать пробный шар

16. Какой фразеологический оборот имеет значение  «защищать, отстаивать»?
а)  стоять горой  +        б) стоять в стороне          в) стоять на месте      г) стоять на своём

17. Какое из перечисленных слов имеет значение  «коренной житель страны, местности»?
а) атташе             б) абориген     +         в) рантье       г) фаталист

18. Найдите ряд омонимов.                                 
а) жать руку другу, жать рожь серпом  +     в)  смеяться до слёз, хохотать до упаду
б) гончая собака, гоночный автомобиль      г) высокий берег, крутой спуск

19. Среди представленных слов найдите слова с элементами  старославянизмов.
а) брошюра,  кювет                                     в) гласные, прохладный   +
б) башмак, академия                                   г)  кашне, фонарь

20. Какой словарь поможет вам определить лексическое значение слова?
а) орфоэпический словарь                         в)  фразеологический словарь
б) этимологический словарь                      г) толковый словарь

III. Рефлексия. Оценка учащихся своей деятельности на уроке. Какие задания теста показались наиболее интересными? А что вызвало затруднения. Что дала каждому из вас  работа по лексике? Ответьте письменно.

IV. Подведение итогов работы.  Выставление оценок.
Домашнее задание. Используя Интернет, подготовьте небольшое сообщение «В океане слов»

(Сколько же слов в языке?)

 

Кошелева Евдокия Павловна
МАОУ «Чердынская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»
Кушмангортский УКП

Другие новости по теме: