О проекте Координаторы проекта Малокомплектные школы
Вы находитесь: ТИО » Русский язык » 5 класс » Повторение » Повторение и систематизация изученного в начальных классах.


Цели урока: систематизировать знания учащихся по разделу «Повторение»; отработать навыки написания слов с изученными орфограммами;  разбирать слово как часть речи и выполнять морфемный разбор слов.

 

Оборудование: карточки по ТИО, карта успеха

 

План урока

 

Этапы урока

Время

Методы и приемы

1

Организационный момент

1 мин.

 

2

Целеполагание

2 мин.

Слово учителя

3

Повторение, обобщение знаний

20 мин.

Слово учителя, выполнение упражнений

4

Совершенствование умений и навыков

22 мин.

Работа по карточкам

5

Итог урока

1 мин.

Рефлексия

6

 

 

 

 

Ход урока

 

1. Организационный момент.

2. Целеполагание.

 

Слово учителя.

Сегодня мы повторяем всё, что вы изучили в начальной школе. Откройте тетради. Запишите число пятнадцатое октября,  классная работа. Тема урока: повторение.

Сегодня на уроке мы будем отрабатывать навык написания слов с изученными орфограммами;  разбирать слово как часть речи и выполнять морфемный разбор слов.

 

3. Повторение и обобщение знаний по данной теме.(Фронтальная работа)

Слово учителя.

 *  Вначале проведём объяснительный диктант. Запишите слова, объясните их правописание.

 

Явление, тяжело дышать, чувство сожаления, чудо, жизненный, случайно, шелестеть, рельеф местности, опасный, завистник, съехал с горки, воробьи, подъезд, светлая ночь, грач, из-за туч, быстро бежишь, седеющий человек, колокольня.  (Задание выполняется у доски с комментированием).

 

* Беседа по контрольным вопросам на стр. 43.(приложение №1)

 

* Распределительный диктант.

Распределите диктуемые слова в два столбика: I столбик слова с проверяемыми безударными гласными и II столбик с непроверяемыми безударными гласными. К словам I столбика подобрать проверочные слова. Слова второго столбика проверьте по словарю.

 

Акварель, беседка, гримаса, жаворонок, кормушка, выписать, стелить, задрожать, измерительный, непримиримый, маршрут, засинели.

 

* Морфемный разбор слов.

Выполните морфемный разбор слов. Учебник стр. 11 упражнение №22.

 

Листики, грустный, отлёт, приходит, приморский, лесник.

 

*  Морфологический разбор существительного.

Разобрать слово маршрут как часть речи.

 

4. Совершенствование умений и навыков (приложение №2).

Ребята, поставьте перед собой цель, какую бы оценку вы хотели получить за урок.

 

5. Итог урока.

Обобщение учителя.

Подведём итоги нашей работы. Сегодня на уроке мы повторяли изученное в начальной школе. Отрабатывали навык написания слов с изученными орфограммами, умения разбирать слово как часть речи и выполнять морфемный разбор слов. Ребята, достигли вы поставленной цели ?

 

Приложение № 1.

 

1. Какие морфемы могут быть в слове?

2. В каких словах после  ж, ш пишется ю? 

3.  Назовите падежи имён существительных.

4. Чем отличаются приставки от предлогов?

5.  Когда пишется разделительный твёрдый знак, а когда разделительный мягкий знак?

6.  Какие части речи вы знаете?

7. Как изменяются имена прилагательные?

8.Какие вы знаете местоимения? Как они пишутся с предлогами?

 

Приложение № 2.

 

Уровень «А»

 

I. Выберите правильный вариант ответа, указав нужную букву.

 

1. Слово с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.

                а

       а) см — треть;

                 о

              а

       б) п — дход;

               о

                   е

       в) пер — звон;

                   и

 

2. С безударной гласной в корне, не проверяемой ударением.

 

               а

       а) н — винка;        

               о                 

               е

       б) м — нута;

               и           

               е

       в) м — стечко;

               и                 

 

  1. Слово с проверяемой согласной в корне.

               г

а) во — зал;

         к                 

           ч

б) отс — ёт;

           щ                          

          г

в) мя — кий;

          х

 

1. Слово с непроизносимой согласной в корне.

а) ус — ный;

         т    

б) опас — ный;

              т       

в) уча — ствовать; 

           т

 

  1. Слово с И, У, А после шипящих.

 

              у

а) брош — ра;

              ю

                у

б) параш — т;

                ю   

 

       у

в) ч — десный;

        ю

 

 

 

 6. Слово с разделительным Ь.

 

                     ь

           а) об — явление;

                    ъ

                      ь

           б) раз — езд;

                      ъ

                    ь

           в) п — еса;

                   ъ  

7. Слово с разделительным Ъ.

                  ь

          а) л — ёт;

      ъ

                 ь

          б) с — ёмка;

      ъ

                       ь

          в) заяч — е;

                       ъ  

 

8. Существительное 3 склонения в именительном падеже, единственного числа.

 

          а) реч — ;

                     ь  

 

          б) нож — ;

                       ь

           в) туч — ;

                       ь

 

9. Глагол-исключение, в окончании которого надо писать И.

                               е

           а) побежда — шь;

                               и

                           е

           б) смотр — шь;

                           и 

                      е

           в) уед — шь;

                      и

 

 10. Существительное в предложном падеже.

                             е

           а) в яблок — ;

                             и

 

                                 е

          б) к площадк — ;

                                 и

                            е

          в) из песн — ;

                            и 

 11. Местоимение 3 лица.

 

         а) тебе;

         б) без меня;

          в) с ней.

 12. Прилагательное женского рода.

          а) ранним;

          б) тонкий;

           в) весёлые.

 

Уровень «В»

 

I. Поставьте над каждым словом цифры, соответствующие частям речи.

           1 — существительное

           2 — прилагательное

           3 — глагол

           4 — наречие

           5 — местоимение

           6 — предлог

           7 — частица

           8 — союз

 

       Князь Гвидон зовёт их в гости,

       Он их кормит и поит

       И  ответ держать велит.

 

Уровень «С»

 

I. Перепишите текст. Раскрой скобки, выберите нужные буквы. Над ними расставьте цифры, соответствующие перечисленным орфограммам.

1. безударные гласные в корне, проверяемые ударением;

2. безударные гласные в корне, не проверяемые ударением;

3. проверяемые согласные в корне;

4. написание предлогов со словами;

5. И — У — А после шипящих;

6. окончания глаголов;

7. не с глаголами;

8. непроизносимые согласные в корне;

9. правописание наречий;

10. правописание неопределённых местоимений.

 

                           а     е                    а                                                                                 е

Корабль быстр -   б — жал (по) в — лнам. (На) третий день путешественники увид — ли

                           о     и                   о                                                                                  и 

 

 

                                       в                                                                                      е

вдали какой (то) остро — . (На) острове (не) было видно ни деревьев, ни зв — рей; ни

                                       ф                                                                                      и           

                                е             а                                                    а

людей — только  п — сок да  –громные камни. Но там, за к — мнями, притаились страшные

                                и             о                                                    о                                                    

 

   е                                                 и                 а

п — раты. Они прятались (за) ш — рокой ск — лой.

   и                                                 ы                о      

                                                                                                                    е

Доктор этого (не) знал. Он гулял (по) палубе вместе (со) своими зв — рями. Погода была

                                                                                                                    и                               

               т              л                      е                            в                                           т       

прекрас — ная, со — нце ярко св — тило. Доктор чу — ствовал себя очень счас — ливым.     

 

Ответы

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

А

+

 

 

+

 

 

 

+

 

+

 

 

Б

 

+

 

 

 

 

+

 

+

 

 

+

В

 

 

+

 

+

+

 

 

 

 

+

 

 

II. 1, 1, 3, 5, 6, 1, 5, 5, 3, 8, 3, 8,1,3,3.

 

III. 9, 1, 4, 1, 4, 6, 10, 3, 4, 7, 1, 2, 2, 1, 2, 4, 5, 1, 7, 4, 4, 1, 8, 8, 1,8, 8.

 

Нассонова Людмила Анатольевна

Учитель русского языка и литературы

Редикорская основная школа. Пермский край

Другие новости по теме: