Цели урока: систематизировать знания учащихся по разделу «Повторение»; отработать навыки написания слов с изученными орфограммами; разбирать слово как часть речи и выполнять морфемный разбор слов.
Оборудование: карточки по ТИО, карта успеха
План урока
№
|
Этапы урока
|
Время
|
Методы и приемы
|
1
|
Организационный момент
|
1 мин.
|
|
2
|
Целеполагание
|
2 мин.
|
Слово учителя
|
3
|
Повторение, обобщение знаний
|
20 мин.
|
Слово учителя, выполнение упражнений
|
4
|
Совершенствование умений и навыков
|
22 мин.
|
Работа по карточкам
|
5
|
Итог урока
|
1 мин.
|
Рефлексия
|
6
|
|
|
|
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Целеполагание.
Слово учителя.
Сегодня мы повторяем всё, что вы изучили в начальной школе. Откройте тетради. Запишите число пятнадцатое октября, классная работа. Тема урока: повторение.
Сегодня на уроке мы будем отрабатывать навык написания слов с изученными орфограммами; разбирать слово как часть речи и выполнять морфемный разбор слов.
3. Повторение и обобщение знаний по данной теме.(Фронтальная работа)
Слово учителя.
* Вначале проведём объяснительный диктант. Запишите слова, объясните их правописание.
Явление, тяжело дышать, чувство сожаления, чудо, жизненный, случайно, шелестеть, рельеф местности, опасный, завистник, съехал с горки, воробьи, подъезд, светлая ночь, грач, из-за туч, быстро бежишь, седеющий человек, колокольня. (Задание выполняется у доски с комментированием).
* Беседа по контрольным вопросам на стр. 43.(приложение №1)
* Распределительный диктант.
Распределите диктуемые слова в два столбика: I столбик слова с проверяемыми безударными гласными и II столбик с непроверяемыми безударными гласными. К словам I столбика подобрать проверочные слова. Слова второго столбика проверьте по словарю.
Акварель, беседка, гримаса, жаворонок, кормушка, выписать, стелить, задрожать, измерительный, непримиримый, маршрут, засинели.
* Морфемный разбор слов.
Выполните морфемный разбор слов. Учебник стр. 11 упражнение №22.
Листики, грустный, отлёт, приходит, приморский, лесник.
* Морфологический разбор существительного.
Разобрать слово маршрут как часть речи.
4. Совершенствование умений и навыков (приложение №2).
Ребята, поставьте перед собой цель, какую бы оценку вы хотели получить за урок.
5. Итог урока.
Обобщение учителя.
Подведём итоги нашей работы. Сегодня на уроке мы повторяли изученное в начальной школе. Отрабатывали навык написания слов с изученными орфограммами, умения разбирать слово как часть речи и выполнять морфемный разбор слов. Ребята, достигли вы поставленной цели ?
Приложение № 1.
1. Какие морфемы могут быть в слове?
2. В каких словах после ж, ш пишется ю?
3. Назовите падежи имён существительных.
4. Чем отличаются приставки от предлогов?
5. Когда пишется разделительный твёрдый знак, а когда разделительный мягкий знак?
6. Какие части речи вы знаете?
7. Как изменяются имена прилагательные?
8.Какие вы знаете местоимения? Как они пишутся с предлогами?
Приложение № 2.
Уровень «А»
I. Выберите правильный вариант ответа, указав нужную букву.
1. Слово с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.
а
а) см — треть;
о
а
б) п — дход;
о
е
в) пер — звон;
и
2. С безударной гласной в корне, не проверяемой ударением.
а
а) н — винка;
о
е
б) м — нута;
и
е
в) м — стечко;
и
- Слово с проверяемой согласной в корне.
г
а) во — зал;
к
ч
б) отс — ёт;
щ
г
в) мя — кий;
х
1. Слово с непроизносимой согласной в корне.
а) ус — ный;
т
б) опас — ный;
т
в) уча — ствовать;
т
- Слово с И, У, А после шипящих.
у
а) брош — ра;
ю
у
б) параш — т;
ю
у
в) ч — десный;
ю
6. Слово с разделительным Ь.
ь
а) об — явление;
ъ
ь
б) раз — езд;
ъ
ь
в) п — еса;
ъ
7. Слово с разделительным Ъ.
ь
а) л — ёт;
ъ
ь
б) с — ёмка;
ъ
ь
в) заяч — е;
ъ
8. Существительное 3 склонения в именительном падеже, единственного числа.
а) реч — ;
ь
б) нож — ;
ь
в) туч — ;
ь
9. Глагол-исключение, в окончании которого надо писать И.
е
а) побежда — шь;
и
е
б) смотр — шь;
и
е
в) уед — шь;
и
10. Существительное в предложном падеже.
е
а) в яблок — ;
и
е
б) к площадк — ;
и
е
в) из песн — ;
и
11. Местоимение 3 лица.
а) тебе;
б) без меня;
в) с ней.
12. Прилагательное женского рода.
а) ранним;
б) тонкий;
в) весёлые.
Уровень «В»
I. Поставьте над каждым словом цифры, соответствующие частям речи.
1 — существительное
2 — прилагательное
3 — глагол
4 — наречие
5 — местоимение
6 — предлог
7 — частица
8 — союз
Князь Гвидон зовёт их в гости,
Он их кормит и поит
И ответ держать велит.
Уровень «С»
I. Перепишите текст. Раскрой скобки, выберите нужные буквы. Над ними расставьте цифры, соответствующие перечисленным орфограммам.
1. безударные гласные в корне, проверяемые ударением;
2. безударные гласные в корне, не проверяемые ударением;
3. проверяемые согласные в корне;
4. написание предлогов со словами;
5. И — У — А после шипящих;
6. окончания глаголов;
7. не с глаголами;
8. непроизносимые согласные в корне;
9. правописание наречий;
10. правописание неопределённых местоимений.
а е а е
Корабль быстр - б — жал (по) в — лнам. (На) третий день путешественники увид — ли
о и о и
в е
вдали какой (то) остро — . (На) острове (не) было видно ни деревьев, ни зв — рей; ни
ф и
е а а
людей — только п — сок да –громные камни. Но там, за к — мнями, притаились страшные
и о о
е и а
п — раты. Они прятались (за) ш — рокой ск — лой.
и ы о
е
Доктор этого (не) знал. Он гулял (по) палубе вместе (со) своими зв — рями. Погода была
и
т л е в т
прекрас — ная, со — нце ярко св — тило. Доктор чу — ствовал себя очень счас — ливым.
Ответы
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
А
|
+
|
|
|
+
|
|
|
|
+
|
|
+
|
|
|
Б
|
|
+
|
|
|
|
|
+
|
|
+
|
|
|
+
|
В
|
|
|
+
|
|
+
|
+
|
|
|
|
|
+
|
|
II. 1, 1, 3, 5, 6, 1, 5, 5, 3, 8, 3, 8,1,3,3.
III. 9, 1, 4, 1, 4, 6, 10, 3, 4, 7, 1, 2, 2, 1, 2, 4, 5, 1, 7, 4, 4, 1, 8, 8, 1,8, 8.
Нассонова Людмила Анатольевна
Учитель русского языка и литературы
Редикорская основная школа. Пермский край