Автор учебника С. И. Львова и В.В. Львов «Русский язык. 5 класс».
Цели:
- Повторить правописание не с существительными.
- Отработать навыки правописания не с именами прилагательными.
№
|
Этапы урока
|
Время
|
Деятельность учителя
|
Деятельность
ученика
|
1.
|
Оргмомент
Целеполагание
|
2 мин.
|
Знакомит с темой и целью урока
|
Ставят цель активно работать на уроке, достичь той оценки, которую хотят получить
|
2.
|
Актуализация знаний
|
3 мин.
|
Направляет
|
Читают теоретический материал.
|
3.
|
Самостоятельная работа по теме урока
|
30 мин.
|
Помогает, направляет, проверяет.
|
Выполняют задания в тетрадях
|
4.
|
Рефлексия
|
3 мин.
|
Подводит итоги, анализирует карту достижений, выставляет оценки
|
Сравнивают предполагаемые результаты с полученными
|
5.
|
Домашнее задание по желанию
|
1 мин.
|
Дает домашнее задание
|
Записывают задание, берут домой карточки по желанию
|
Стенограмма урока:
Сегодня мы с вами начинаем изучать тему: «Не с именами прилагательными». На карточках, которые лежат у вас на столе, поставьте оценку, которую бы вы хотели получить на сегодняшнем уроке.
Открываем тетради, записываем число, классная работа, словарь, затем мы вспомним теоретический материал, после этого вы приступаете к выполнению заданий в рабочей тетради по карточкам.
Чтобы получить тройку, вам достаточно выполнить задание 1, на четверку 2, на пятерку задание 3.
Словарик урока:
Синонимы — (др.-греч. su — одинаковый + ὄνομα — имя) — слова одной части речи, различные по звучанию и написанию ,но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение.
Алгоритм — последовательность действий, которые надо выполнить, чтобы найти решение какой-либо задачи. |
Орфографическая ловушка.
Спишите слова, раскрой скобки.
(Не)правда, (не)настье, (не)воля, (не)внимательность, (не)был, (не)известность.
Попался??? Не попался???
Алгоритм правописания "не" с прилагательными.
Определите, употребляется ли прилагательное без не:
А) если не употребляется, то пиши слитно;
Б) если употребляется, то
проверь, есть ли противопоставление с союзом а или нет:
- если есть, то пиши раздельно.
- если нет, то пиши слитно.
Читаем грамматическую сказку.
В Грамматическом царстве, в Морфологическом государстве, в городе Частей речи, в доме Частиц жила-была частица Не. Или не жила, или не в Городе, или не в Государстве. Не поймешь. Да и неважно. Это же сказка. До того была это неприятная и вздорная особа, что никто не мог найти с ней общего языка. И, несмотря на то, что она служебная часть речи, была она до того гордая, своенравная и заносчивая, что побаивались её и самостоятельные части речи, не говоря уже о её соседях предлогах и союзах.
Особенно не складывались отношения у Не с глаголами. Приходит как-то к Не глагол Работать, а она тут же ему заявляет: «Не работать».
Никто не хотел с ней дружить. Сходила она и пожаловалась самому Имени Прилагательному. И постановило справедливое Прилагательное:
- Пусть дружат с ней те слова, которые без нее НЕ ……………………….. (допиши).
Задание 1 (на «3»):
- Запишите слова, раскрой скобки.
(Не)ряшливый, (не)взрачный, (не)счастный, (не)лепый, (не)брежный, (не)истощимый, (не)уклюжий, (не)настный, (не)проглядный.
- Подберите к прилагательным близкие по смыслу слова, начинающиеся с приставки "не":
Рассеянный ученик —
Молчаливый мальчик —
Маленький дом —
Низкий забор –
Интересный рассказ –
Узкая тропинка –
Мелкое озеро -
Сложная задача -–
Для справок: нескучный, непростая, невнимательный, неразговорчивый, небольшой, невысокий, неширокая, неглубокое.
Задание 2 (на «4»): Спишите предложения, раскрой скобки.
- Комната была (не)большая.
- Собирать грибы — дело (не)легкое.
- На уроке ученики проявили (не)поддельный, а искренний интерес.
- Эта задача имеет (не)легкое решение.
- Сумка была (не)тяжелая, а легкая.
- Эта речка( не)большая, но очень бурная.
- По дну оврага протекала (не)быстрая речка.
- Дорога привела нас к (не)высокому обрыву.
- За обрывом в синеватом дыму стоял (не)проглядный лес.
- У самой воды выглядывали из зарослей (не)винные голубоглазые (не)забудки.
- Густое и чистое небо сверкало над головой,(не)жаркое солнце шло уже низко.
- Из густой травы взлетела (не)большая ,а маленькая птичка.
Задание 3 (на «5»): Я — УЧИТЕЛЬ.
Спишите предложения, исправьте ошибки.
Не искренними были слова его.
Не вежлиый человек это тот, кто позволяет себе грубость.
Неширокой, а узкой была эта тропинка.
Непечь кормит, а руки.
Это недосада, незлость, нестрах, а просто не доумение.
Не знакомец посмотрел на нас и отвернулся.
Во всех её словах и поступках чувствовалась не искренность.
Не умение беречь свое и чужое время — это бескультурье.
Не благодарность за доброе дело обидна.
Не доверие и подозрительность омрачают жизнь.
Домашнее задание: Найдите пословицы и поговорки, где бы встречались прилагательные с «не». Объясните смысл одной из них на выбор.
Шалагинова Татьяна Антоновна
МАОУ «Гимназия «Новоскул» г. Великий Новгород
shaltatiana@mail.ru