О проекте Координаторы проекта Малокомплектные школы
Вы находитесь: ТИО » Русский язык » 5 класс » Имя существительное » Правописание не с существительными


Автор учебника С. И. Львова и В.В. Львов «Русский язык. 5 класс».

Цели:

  1. вырабатывать навыки грамотного письма НЕ с существительными;
  2. проверить знания по данной теме;
  3. расширять активный запас слов обучающихся и знаний.
  4.  Воспитывать внимательное отношение к слову, любовь к родному языку, чувство взаимоуважения.

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность
ученика

1.

Оргмомент
Целеполагание

2 мин.

Знакомит с темой и целью урока

Ставят цель активно работать на уроке, достичь той оценки, которую хотят получить

2.

Актуализация знаний

3 мин.

Направляет

Читают теоретический материал.

3.

Самостоятельная работа по теме урока

30 мин.

Помогает, направляет, проверяет.

Выполняют задания в тетрадях

4.

Рефлексия

3 мин.

Подводит итоги, анализирует карту достижений, выставляет оценки

Сравнивают предполагаемые результаты с полученными

5.

Домашнее задание по желанию

1 мин.

Дает домашнее задание

Записывают задание, берут домой карточки по желанию

Стенограмма урока: Сегодня мы с вами начинаем изучать тему: «Правописание НЕ с именами существительными». На карточках, которые лежат у вас на столе, поставьте оценку, которую бы вы хотели получить на сегодняшнем уроке.
Открываем тетради, записываем число, классная работа, словарь, затем мы вспомним теоретический материал, после этого вы приступаете к выполнению заданий в рабочей тетради по карточкам.
Чтобы получить тройку, вам достаточно выполнить задание 1, на четверку 2, на пятерку задание 3.

Задание 1 (на «3»): Выпишите существительные, которые без НЕ не употребляются.
(Что значит "слово не употребляется без не"? Без не оно теряет своё самостоятельное лексическое значение. Например, возьмём слово" невольник". Если отнять не, то получится"вольник", такого слова в русском литературном языке нет, поэтому мы говорим, что слово "невольник" без не не употребляется).
(Не)годование, (не)видимка, (не)внимательность, (не)вежа. (не)вежда, (не)грамотность, (не)доверие, (не)забудка, (не)годяй.
(У последнего слова неожиданная история; то, что оно связано со словом "годиться" и отрицанием не догадаться можно; неожиданным является его старое значение: "рекрут, оказавшийся непригодным к воинской службе").
Я хочу познакомить тебя со сказкой Б. Заходера о словах, в которых исчезло не.

Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица не.
Посмотрел я вокруг с доумением.
Что за лепое положение!
Но кругом было тихо-тихо,
И во всём была разбериха,
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная.
И, виляя хвостом уклюже,
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шёл умытый, причёсанный ряха.
А за ряхой по травке свежей
Шёл суразный дотёпа и вежа.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась Царевна смеяна.
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы не.

Оказывается, бывают и прилагательные, и наречия, и глаголы, которые без не не употребляются, значит, пишутся слитно. Восстанови эти слова по тексту.

Задание 2 (на «4»):

  • Подберите к данным словам синонимы с не, например, враг — недруг.

Ложь — Беда — Противник — Глупость — Рабство — Рассеянность — Возмущение — Слякоть -Сомнение — Болезнь — Подозрительность -

Слово "противопоставление"  — сложное, оно означает процесс или результат процесса, при котором чему-то одному противопоставляется что-то другое. Например, "не приятель, а враг". Внешний признак противопоставления -наличие союза а. Противопоставление возможно, когда один собеседник предлагает что-то, другой -отрицает и указывает на другое.

  • Закончите предложение так, чтобы было противопоставление; как пишется не с данными существительными?
  • (Не)погода помешала уборке урожая, а
  • (Не)счастье помогло исследователю, а
  • (Не)приятель обратился ко мне с просьбой, а
  • (Не)друг ты мне, а
  • (Не)воля ожидала его, а

Задание 3 (на «5»):

  • В каких предложениях неверное написание нес существительными? Исправьте ошибки, как учитель.
  1. Все с не терпением ожидали решающей минуты.
  2. Случившееся показалось мне настоящим не счастьем.
  3. Он относится ко мне со скрытой не приязнью.
  4. В любом ожидании страшнее всего не известность.
  5. Трудно преодолеть не ловкость, когда оказываешься среди не знакомых людей.
  6.  Не грамотность  — признак некультурного человека.
  • Не друг не посочувствует.
  • Несчастье я испытал, а минутную слабость.
  • Не счастье спутало все наши планы.

Домашняя работа:
Придумайте сказку-путешествие (сочинение-миниатюру) "НЕ в стране Имени существительного".


Шалагинова Татьяна Антоновна
МАОУ «Гимназия «Новоскул» г. Великий Новгород
shaltatiana@mail.ru

Другие новости по теме: