Автор учебника С. И. Львова и В.В. Львов «Русский язык. 5 класс».
Цели:
1. Повторить правописание безударных гласных в корне, проверяемых ударением. Выработать способ действия при выборе орфограммы с чередованием гласных в корнях.
2. Формировать умение дифференцировать орфограммы корня. Развивать умение самостоятельно находить в словах изученные орфограммы.
3. Средствами предмета развивать память, лингвистическое мышление, умение сопоставлять и делать выводы.
4. Воспитывать внимательное отношение к слову, любовь к родному языку, чувство взаимоуважения.
№
|
Этапы урока
|
Время
|
Деятельность учителя
|
Деятельность
ученика
|
1.
|
Оргмомент
Целеполагание
|
2 мин.
|
Знакомит с темой и целью урока
|
Ставят цель активно работать на уроке, достичь той оценки, которую хотят получить
|
2.
|
Актуализация знаний
|
3 мин.
|
Направляет
|
Читают теоретический материал.
|
3.
|
Самостоятельная работа по теме урока
|
30 мин.
|
Помогает, направляет, проверяет.
|
Выполняют задания в тетрадях
|
4.
|
Рефлексия
|
3 мин.
|
Подводит итоги, анализирует карту достижений, выставляет оценки
|
Сравнивают предполагаемые результаты с полученными
|
5.
|
Домашнее задание по желанию
|
1 мин.
|
Дает домашнее задание
|
Записывают задание, берут домой карточки по желанию
|
Стенограмма урока: Сегодня мы с вами начинаем изучать тему: «Буквы а — о в корнях-лаг- — -лож-, -раст- — -ращ- — -рос-». На карточках, которые лежат у вас на столе, поставьте оценку, которую бы вы хотели получить на сегодняшнем уроке.
Открываем тетради, записываем число, классная работа, словарь, затем мы вспомним теоретический материал, после этого вы приступаете к выполнению заданий в рабочей тетради по карточкам.
Чтобы получить тройку, вам достаточно выполнить задание 1, на четверку 2, на пятерку задание 3.
Задание 1 (на «3»): Спишите словосочетания. Графически объясните выбор гласной в корнях с чередованием а — о.
Изл…гать содержание; хорошо изл…жить; знать признаки прил…гательных; написать изл…жение; сл…гаемые числа; распол…житься на ночлег; распол…гать свободным временем, предл…гать помощь.
Роскошные р…стения; гул нар…стает; зáр…сли кустов; молодой р…сток; зар…сло травой; выр…сли цветы; зеленые водор…сли; тропа зар…стает; город Р…стов, лепестки р…стений.
Задание 2 (на «4):
- Спишите слова, подчеркните слова с чередующейся гласной в корне.
Растение; подрастает; растяпа; растворить; роскошный; растаять; раствор; вырос; оросил.
- Спишите словосочетания, подчеркните те словосочетания, в которых есть слова с чередующейся гласной в корне.
Простое предложение; поросло травой; горная растительность; увядать без воды; сотрясать воздух; возлагать надежды; развеваться на ветру; расположиться у костра.
- Спишите, вставь пропущенные буквы:
1) Л…жился на поля туман.
2) Из-за ветров горные деревья часто выр…стают однобокими.
3) Цветы р…сли прямо у кустов.
4) Плотной стеной темнели зар…сли камыша.
5) Щенок успел выр…сти в толкового пса.
6) В доме еще не л…жились спать.
7) Утки зябли в зар…слях и крякали всю ночь.
8) Я добрался до пихтовой зар…сли и распол…жился на крохотной полянке.
9) Снежные хлопья все р…сли и обратились в огромных белых кур.
10) В густой тени елового леса р…стут лишь немногие р…стения.
11) Вдоль стен распол…гались шкафы с книгами.
12) Мы предпол…гали выехать утром.
13) Густые кусты разр…слись по склонам оврага.
14) Кратко изл…жи содержание параграфа.
15) Дом распол…гался на краю поселка.
16) Песня р…сла, разливалась. (И. Тургенев)
17) Волны выбросили на берег много водор…слей.
18) Из семечка липы выр…стает могучее дерево
.
Задание 3 (на «5»): Спишите, вставьте пропущенные буквы:
Одно из семи чудес света.
По приказу царя Вавилона в честь его жены воздвигли висячие сады. Это поразительное сооружение. Сады распол…гались на широкой четырехъярусной башне. Ярусы поднимались уступами и были выл…жены плитами розового и белого цвета.
Царица тосковала по прохладе и тени горных лесов, среди которых она р…сла на своей родине. По приказу царя в Вавилон привезли ее любимые р…стения. Они напоминали царице о родине. В садах р…сли роскошные цветы, великолепные пальмы. Аромат садов, тень и прохлада в безлесном Вавилоне казались людям чудом.
(Из книги А. Нейхардт, И. Шишовой «Семь чудес света»)
Задания к тексту:
Сделай синтаксический разбор последнего предложения текста.
Сделай фонетический разбор слова ярусы.
Домашнее задание:
Напиши, о каком ещё из семи чудес света ты знаешь. В рассказе употреби слова, где есть корни с чередованием гласных.
Шалагинова Татьяна Антоновна
МАОУ «Гимназия «Новоскул» г. Великий Новгород
shaltatiana@mail.ru