О проекте Координаторы проекта Малокомплектные школы
Вы находитесь: ТИО » Русский язык » 5 класс » Морфемика » Чередование гласных в корне слова


Автор учебника и УМК: В.Львова.

Тип урока: технология индивидуализированного обучения.

Вид урока: изучение нового материала.

Форма урока: практическая самостоятельная работа.

Основные приемы и методы: подводящий диалог, письменная практическая работа.

Цель:

1. Повторить правописание безударных гласных в корне, проверяемых ударением. Выработать способ действия при выборе орфограммы с чередованием гласных в корнях.
2. Формировать умение дифференцировать орфограммы корня. Развивать умение самостоятельно находить в словах изученные орфограммы.
3. Средствами предмета развивать память, лингвистическое мышление, умение сопоставлять и делать выводы.
4. Воспитывать внимательное отношение к слову, любовь к родному языку, чувство взаимоуважения.

Оборудование: раздаточный материал на каждого ученика в виде разноуровневого дидактического задания по теме (карточек), учебник, карта достижений, презентация.

Проект урока

Этапы урока 

Время 

Деятельность учителя 

Деятельность ученика 

Доска и оборудование 

Организационный момент.

1мин.

Вступительное слово.

Постановка цели. Прогноз результата.

Оформление темы урока на доске.

Актуализация.

Устная работа.

5 мин.

Закрепление опорных понятий. Постановка основной задачи урока. Озвучивание алгоритма действий.

Ответы на вопро- сы с целью закрепления опорных понятий.

 

Формулирование основной задачи урока.

1 мин.

Формулирование основной задачи урока.

 

Изучение
новой темы.

Работа с
разноуров-
невыми
заданиями.

30мин.

Раздача карточек. Индивидуальная проверка правильности выполнения заданий. Контроль наличия затруднительных ситуаций.

Самостоятельное изучение темы по материалу учебника: В. Львов «Русский язык», 5 кл. Ставят «+» на карте достижений поэтапно выполняя разноуровневые задания.

Работают с карточками заданий № 1,2,3.

 Устная работа.

5 мин.

Устное закрепление изученного.

Ответы на вопросы учителя

 

Рефлексия.

2 мин.

Подведение итога, анализ карты достижений.

Сравнение прогнозируемых результатов с полученными, согласно карте достижений.

 

Домашнее задание.

1 мин.

Объяснение домашнего задания.

Записывают домашнее задание

 

Стенограмма урока:
Сегодня мы с вами начинаем изучать тему: «Буквы а — о в корнях- лаг- — -лож-, — раст- — — ращ- — -рос-». Открываем тетради, записываем число, классная работа, затем мы вспомним теоретический материал, после этого вы приступаете к выполнению заданий в рабочей тетради по карточкам.
Учитель: Посмотрите на карту успеха, перед вами стоит задача «Заработать оценку «5», чтобы получить тройку, вам достаточно выполнить 3 задания, на четверку — 5 заданий, на пятерку — 6 заданий.
Сегодня вы будете работать самостоятельно по карточкам. Результаты будете фиксировать в карте успеха. Желаю вам успеха!
Самостоятельная работа учащихся.
Задание на «3»
Карточка 1
Задание: вставить А или О: Осторожно к…саюсь листьев цветка. В прик…сновении рука моя легка. Я прот…раю большие листы, чтобы не пот…рял он своей красоты. Так не з…ре все красиво в лесу. Лучи заж…гают на травке росу. Соб…раются в стаи сороки- соседки, соб…рут все орехи красивые белки. Обм..кну кисть я в краску, плакат нарисую. Прил…жу все старанье, чтоб людям сказать: “Красоту сотв…рила природу такую, что её вы не смейте, друзья, обижать”. 
Карточка 2
Задание: выпишите словосочетания, в которых есть слова с чередующимися гласными. Осл…пительный блеск, бл…снуть на солнце, выр…щенный на коне, расст…латься га лугу, распол…гаться у реки, увл…каться теннисом, выр…сли в лесу, предл…жить книгу, густая р…стительность, выб…раться из леса, б…рлога медведя, б…реговая охрана, бл…стает серебром, зап…реть дверь, п…рочинный ножик, маленькая п…репелка, зат…реть следы, т….раж книги, т...реть до блеска, бл…стательная победа, маленький т…ремок, р…скошный наряд, насл…ждение от победы.
Карточка 3
5. Найди лишнее. 

  1. К…саться, к…снуться, к…сательная, прик…саешься.
  2. Заг…рел, перег…рел, разг...релся, оз…рился.
  3. Прил…жить, прил…гать, изл…жение, сл…жить.
  4. Раст…реть, раст…рать, прот…реть, вт…реть.
  5. З…ря, оз…рение, оз…ренный, заг…релый.
  6. Сл…гаемое, сл…жение, прил…гательное, обл…гать.
  7. Бл…стать, бл…стеть, бл…стящий, бл…снуть.

Задание на «4»
Карточка 1
Б.Заходер “Крапива”
Найдите слово на данное правило и сформулируйте главную мысль стихотворения: 
Красиво выглядит крапива,
А поступает некрасиво:
Чем к ней нежнее прикасаются –
Тем, подлая, больней кусается!
Карточка 2
Задание: спишите, вставьте пропущенные буквы:
Одно из семи чудес света.
По приказу царя Вавилона в честь его жены воздвигли висячие сады. Это поразительное сооружение. Сады распол…гались на широкой четырехъярусной башне. Ярусы поднимались уступами и были выл…жены плитами розового и белого цвета.
Царица тосковала по прохладе и тени горных лесов, среди которых она р…сла на своей родине. По приказу царя в Вавилон привезли ее любимые р…стения. Они напоминали царице о родине. В садах р…сли роскошные цветы, великолепные пальмы. Аромат садов, тень и прохлада в безлесном Вавилоне казались людям чудом.
(Из книги А. Нейхардт, И. Шишовой «Семь чудес света»)
Задание на «5»
Творческое задание. Упр. 124. Сочинение — миниатюра. Напишите небольшое сочинение, которое могло бы служить комментарием к фотографии (стр. 46). Начните его словами «Однажды мы опоздали …». Используйте однокоренные слова опоздание, поздно, опаздывать.
5. Итоги урока. Рефлексия.
- С какой темой мы сегодня познакомились?
- Чему мы с вами научились?
- Что понравилось, запомнилось на уроке?
- Какие трудности возникли? Что получилось? Что не получилось?

А теперь попытаемся зарифмовать правило.
 Если после корня — А,
 В корне будет И всегда!
 Вот пример, запоминай:
 Ноги вытер? Вытирай!

6. Оценки за урок: карточки успеха.
7. Домашнее задание (на выбор)  
А) Напиши, о каком ещё из семи чудес света ты знаешь. В рассказе употреби слова, где есть корни с чередованием гласных.
Б) Написать мини-сочинение «Готовлюсь к приходу гостей».
 
ПРИЛОЖЕНИЕ
1.Помочь усвоить новую тему нам поможет интересная девочка. А как её зовут, вы скажете, если будете внимательно слушать стихотворение.
 Девочка очень аккуратная:
 Хорошо все убирает,
 Всю грязь отдирает,
 Пыль везде стирает,
 Шкафы запирает,
 Так устает, что умирает от усталости.
 Но когда сердится, то говорит:
 "Когда все уберу,
 Грязь отдеру
 Надо пыль стереть,
 Шкафы запереть,
 Не хочу! Я так устала, что могу умереть!"
 Как зовут девочку? (Ира) (правило Иры)

Скачать презентицию к уроку pravopisanie.zip [1.05 Mb]

Гарус Валентина Николаевна
МОУ «Кушмангортская ООШ» Пермский край
Valentina_garus@mail.ru

Другие новости по теме: