УМК под ред. М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской; Русский язык 5 класс.
Цели: Развить понятие о членах предложения, о способах выражения подлежащего и сказуемого, навыки синтаксического разбора; закрепить первичные знания с применением технологии разноуровнего обучения; воспитывать самостоятельность.
Оборудование: разноуровневые карточки, учебники.
Проект урока
№ этапа
|
Этап урока
|
Время
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
1
|
Орг. момент и целеполагание
|
2 минуты
|
Знакомит с темой урока и целью
|
Ставят себе цель выполнить задания, достичь той отметки, которую желают получить за урок
|
2
|
изучение теоретического материала. Работа с разноуровневыми карточками, учебником.
|
40 минут
|
Указывает на теоретический материал, распределяет задания, оказывает индивидуальную помощь.
|
Изучают теоретический материал, выполняют задания
|
3
|
Рефлексия
|
2 минуты
|
Подводит итог, анализирует таблицу
|
Сравнивают результат таблицы с предполагаемым результатом
|
4
|
Индивидуальное дом. задание
|
1 минута
|
Желающим даёт домашнее задание.
|
Желающие записывают задание
|
|
|
|
|
|
Стенограмма
1. Орг. момент. Целеполагание.
Наша тема — Подлежащее и сказуемое. Продолжаем работу. Теоретическую информацию изучите самостоятельно. После чего выполните ряд заданий, которые позволят выяснить, усвоили ли вы материал. Работать будем индивидуально по карточкам с заданиями. Успехи будем фиксировать в карте достижений.
2. Самостоятельная работа. Изучение материала самостоятельно, выполнение заданий по карточкам.
3. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
4. Домшнее задание (карточки) для желающих.
Задание на «3»
- * Закрепление понятия « члены предложения»
Ответьте на вопросы письменно.
- Какие члены предложения составляют его основу?
- Как называются остальные члены предложения?
- Какими частями речи может быть выражено подлежащее?
- На какие вопросы отвечает сказуемое?
- Сколько главных членов может быть в предложении?
- Спишите предложения. Выделите в каждом предложении его основу
Листья падают с кленов. Люди в парке ходят по золотому ковру. Ребятишки собирают красивые огненные листья в букет. Я прислушиваюсь. Листья падают не беззвучно. Я Слышу музыку листопада. Вот девочка подняла голову. Она тоже слушает золотой хоровод.
3)* Подлежащее может быть выражено не только одним словом, но и сочетанием слов (или словосочетанием).Спишите, подчеркивая подлежащее и сказуемое.
1) Три д..вицы под окном
Пряли поз..но в..черком.
2) Входят семь богатырей.
3) И тридцать вит..зей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных.
Задание на «4»
- * Найдите подлежащие и от них поставьте к выделенным сказуемым вопросы: Что такое? Кто такой? Какой? Каков?
О б р а з е ц о т в е т а. Дуб(что такое?)- дерево. Дуб (какой?) могучий. Дуб (каков?) могуч.
Ранняя осень — прекрасная пора. Дни тихие, солнечные. Небо над головой голубое. Полдни светлы и погожи. Прозрачен воздух. Даль чиста и светла. Ночи прохладны. Природа осенью — красота, здоровье.
2)* Вставьте пропущенные глаголы-сказуемые речи, учитывая ситуации, описанные в предложениях.
Мальчик жалобно….помочь ему. «Уйдите, уйдите отсюда!»……девочка еще пронзительнее. Папа настойчиво ….. ответа. Сестра что-то громко…..в ответ. Ай, ужасно! Ай, ай, ужасно!»……Петя и ничего не мог придумать.
Д л я с п р а в о к: твердить, умолять, кричать, закричать, требовать.
Задание на «5»
1. *Составьте предложения на тему «Поздней осенью в лесу», в которых сказуемыми были бы имена прилагательные.
2. ***Представьте себе, что вы видите море. Опишите его с помощью глаголов-сказуемых, если: 1) вы увидели его только что из-за поворота дороги; 2)при ярком солнце; 3) в лунную ночь; 4)во время бури, шторма. Запишите составленные предложения. Подчеркните в них грамматическую основу.
Д л я с п р а в о к: искрится, переливается, серебрится, мелькнуло, показалось, бунтует, чернеет, ревет, рокочет, волнуется.
Алиева Фарида Радиевна
гимназия № 2, Казань
Farida_8511@mail.ru