УМК: Русский язык, 5 класс. Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, М:. «Просвещение», 2008 год
Цели: проверить уровень усвоения основных тем раздела «Синтаксис»
1. В каком случае главное слово в словосочетании, выделенное жирным шрифтом, отмечено правильно?
А. счастливый день
Б. вместе ходили
В. любить поэзию
Г. ответ на запрос
2. В каком случае вопрос поставлен правильно от главного слова к зависимому?
А. читал (что?) листовку
Б. смотреть (как) настороженно
В. друга (что сделал?) не заметил
Г. необученный (кто?) солдат
3. Закончи предложение.
По цели высказывания предложения бывают повествовательные, …
4. Закончи предложение.
По интонации предложения бывают …
5. Закончи предложение.
Главные члены предложения — это…
6. Перечисли второстепенные члены предложения.
7. Отметь предложения, в которых есть однородные члены предложения.
А. Небо уже не гремело, не грохотало, а издавало трескучие звуки.
Б. Научитесь находить чарующую красоту в окружающей жизни.
В. Воздух прозрачен, свеж и недвижим.
8. В каком предложении необходимо поставить запятую на месте пропуска.
А. Москва гордилась университетами _ библиотеками.
Б. На холме за Кремлевской стеной возвышаются храмы, дворцы __ и терема.
В. Зимой __ на балах гремела музыка: Москва показывала своих невест.
9. В каком предложении выделенное слово является обращением?
А. Скажи мне, кудесник, любимец богов, что сбудется в жизни со мною…
Б. Это был маг, чародей и кудесник, известный своими фокусами.
10. В каком предложении следует выделить обращение (интонацией в устной речи и запятыми — в письменной)?
А. Легко и радостно играет в сердце кровь, желания кипят…
Б. Пора мой друг пора! Покоя сердце просит…
В. Здравствуй племя младое, незнакомое!
11. В каком случае предложение является сложным и на месте пропуска ставится запятая?
А. Я считаю __ что король нуждается в операции.
Б. Доктор посадил мальчика на колени __ и больше не сказал ни слова.
В. Мальчик хотел узнать ___ почему министры веселятся.
12. Какое из предложений является сложным? (Цифра относится к предложению после нее)
(1) Незнакомец стоял у входной двери трактира и следил за углом дома. (2)Я хотел было выйти во двор, но он тотчас же окликнул меня.(3) Я не сразу ему повиновался, и его бледное лицо исказилось гневом.
13. В каком предложении знаки препинания при прямой речи расставлены неправильно?
А. «Хорошо, позовем доктора», — сказали министры.
Б Министр юстиции ответил: «В нашем королевстве еще не было такого случая».
В. «Сын короля еще маленький, как он может быть королем?» спросили министры.
14. В каком предложении знаки препинания при прямой речи расставлены правильно?
А. «Нужно еще подождать» — решил Матиус.
Б, Друг спросил его: «Как ты сюда попал».
В. «Перелез через решетку», — ответил маленький король.
Настявина Галина Рашитовна, учитель русского языка и литературы,
МБОУ «Татарская гимназия №2 имени Ш. Марджани» г. Казани Республики Татарстан
nastyavina@yandex.ru