УМК: Русский язык, 5 класс. Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, М:. «Просвещение», 2008 год
Цель: Отработка навыков графического выделения главных, второстепенных членов предложений и способы их выражения.
№ этапа
|
Этап урока
|
Время
|
Деятельность учителя
|
Деятельность
ученика
|
1.
|
Орг. момент и целеполагание
|
2 мин.
|
Знакомит с темой урока и целью
|
Ставит себе цель
выполнить задания, достичь той отметки, которую желают получить за урок
|
2.
|
Орфографическая разминка
|
5 мин.
|
Диктовка
|
Запись под диктовку. Сверка с книгой. Самопроверка.
|
3.
|
Самостоятельная
работа с разноуровневыми
карточками
|
35 мин.
|
Организует самостоятельную работу, оказывает индивидуальную помощь
|
Выполняют разноуровневые задания
|
4.
|
Рефлексия
|
2 мин.
|
Подводит итог, анализирует таблицу
|
Сравнивают результат таблицы с
предполагаемым
результатом
|
5.
|
Индивидуальное
дом. задание
|
1 мин
|
Анализ данных заданий
|
Желающие выбирают домашнее задание
|
1. Орг. момент, целеполагание:
У.: В процессе работы над разделом «Синтаксис» мы познакомились со схемой синтаксического разбора простого предложения. Сегодня же мы будем отрабатывать навыки графического выделения главных и второстепенных членов предложений и способов их выражения, будем давать им характеристику, чертить схемы.
2. Орфографическая разминка. Запись под диктовку словарных слов с самопроверкой.
Пианино, рассчитать, расцвет, республика, повествовательный, почерк, профессия, платформа, ремень, расписание.
3. Самостоятельная работа по карточкам.
I Вариант
Уровень А.
1.Укажите среди данных предложений повествовательные:
А. Памяти павших будьте достойны!
Б. Кто там стучится у ворот?
В. Закружилась листва золотая.
Г. Как хорошо бродить по лесу!
2. Найдите нераспрастраненные предложения:
А. Прохлада освежает и бодрит.
Б. Светает.
В. Снова замерло все до рассвета.
Г. Плыли по небу тучки.
3. Грамматическая основа предложения — это:
А. подлежащее, сказуемое
Б. дополнение, определение
В. дополнение, определение, обстоятельство, обращение
Г. дополнение, определение, обстоятельство
Уровень Б.
1. Выделить грамматическую основу предложения и обозначить какими частями речи они выражены:
Ночь наступила тихо и незаметно.
Я ночую в старой беседке.
На лугах жгут костры, водят хороводы.
2. В каких предложениях надо поставить тире между подлежащим и сказуемым. Объяснить почему:
А. Большие глазастые ромашки хороши.
Б. Воздух чист.
В. Март первый месяц весны.
Г. Ярко на небе сверкали звезды.
3. В каком предложении необходимо поставить запятую на месте пропуска. Объяснить почему:
А. Москва гордилась университетами _ библиотеками.
Б. На холме за Кремлевской стеной возвышаются храмы, дворцы __ и терема.
В. Зимой __ на балах гремела музыка: Москва показывала своих невест.
4. В каком предложении выделенное слово является обращением:
А. Скажи мне, кудесник, любимец богов, что сбудется в жизни со мною…
Б. Это был маг, чародей и кудесник, известный своими фокусами.
Уровень С.
- Вспомните схему и выполните полный синтаксический разбор предложения (Знаки препинания не проставлены):
В горшках растут пахучие цветы розы лилии герань.
Лошадь испугалась и быстро побежала вперед.
II Вариант
Уровень А.
1.Побудительными среди данных предложений являются следующие:
А. Липким запахом веет полынь.
Б. Между небом и землей песня раздается.
В. А были, дедушка, у вас медали с орденами?
Г. Расскажи мне, няня, про ваши старые года.
Д. Не бросай друга в несчастье.
2. Укажите распрастраненные предложения:
А. Жили-были дед да баба.
Б. Здравствуй, мой далекий незнакомый друг.
В. Посмотришь мультфильм и обрадуешься.
Г. Кот услыхал, прибежал, спас петушка....
3. Найдите предложение, в котором есть определение:
А. Через полчаса зверь высунул из травы нос.
Б. Небо высокое и чистое.
В. Мороженое было вкусным.
Г. Поля ожили от зимнего снега.
4. Найдите предложение, в котором сказуемое выражено именем прилагательным:
А. Снегирь — пухленькая красногрудая птичка..
Б. Зверь встал на задние лапки.
В. Дневной жар сменился вечерней прохладой.
Г. Свежа распустившаяся роза!
Уровень Б.
1. В предложении Весной опять запели соловьи о верности, о дружбе, о любви однородными членами являются:
А. подлежащие
Б. сказуемые
В. дополнения
Г. определения
Д. обстоятельства
2. В каких предложениях надо поставить тире между подлежащим и сказуемым. Объяснить почему:
А. Друзья познаются в беде.
Б. Пословица мудрость народа.
В. Июль макушка лета.
Г. Цыплят по осени считают.
3. Составьте с каждым из предложенных слов по два предложения так, чтобы в одном данное слово было подлежащим, а в другом — обращением:
Весна, сестрёнка, ветер, малыш.
4. Заполните таблицу, разобрав следующие предложения:
А. Над цветами кружились пчелы.
Б. Порхали птички вокруг старых елей, звонко пели свои весенние песни.
В. Серёжа, твой поплавок стремительно утонул.
Предложение |
Основа предложения
|
Второстепенные члены
|
Однородные члены
|
Обращение
|
А.
|
|
|
|
|
Б.
|
|
|
|
|
В.
|
|
|
|
|
Уровень С.
- Вспомните схему и выполните полный синтаксический разбор предложения (Знаки препинания не проставлены):
Вода устала петь устала течь сиять струиться и переливаться.
Снег идет и всё в смятенье убелённый пешеход удивленные растенья перекрёстка поворот.
- Запишите предложение. Найдите и обозначьте графически известные орфограммы. Подчеркните в предложении подлежащее, сказуемое и обстоятельства места:
Ночью и днем таскает еж себе в нору душистые сухие листочки.
5. Индивидуальное домашнее задание.
На «5» Напиши 5-6 предложений по теме «Поздняя осень», используя однородные члены предложения, предложения с обращением и предложения с обобщающими словами. Выполнить полный синтаксический разбор по схеме.
На «4» — Придумай и напиши три предложения: с постановкой тире между подлежащим и сказуемым, с предложением обстоятельства способа действия и предложением с обобщающим словом. Выполнить полный синтаксический разбор по схеме.
Саврандеева Лейсан Фаисовна, учитель русского языка и литературы,
МБОУ «Татарская гимназия №17 имени Г. Ибрагимова» г. Казани Республики Татарстан
leysav@bk.ru