О проекте Координаторы проекта Малокомплектные школы
Вы находитесь: ТИО » Русский язык » 5 класс » Синтаксис и пунктуация » Синтаксическая структура простого предложения


УМК: Русский язык, 5 класс. Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, М:. «Просвещение», 2008 год
Цель: Отработка навыков графического выделения главных, второстепенных членов предложений и способы их выражения.


 № этапа

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность
ученика

1.

Орг. момент и целеполагание

2 мин.

Знакомит с темой урока и целью

Ставит себе цель
выполнить задания, достичь той отметки, которую желают получить за урок

2.

Орфографическая разминка

5 мин.

Диктовка

Запись под диктовку. Сверка с книгой. Самопроверка.

3.

Самостоятельная
работа с разноуровневыми
карточками

35 мин.

Организует самостоятельную работу, оказывает индивидуальную помощь

Выполняют разноуровневые задания

4.

Рефлексия

2 мин.

Подводит итог, анализирует таблицу

Сравнивают результат таблицы с
предполагаемым
результатом

5.

Индивидуальное
дом. задание

1 мин

Анализ данных заданий

Желающие выбирают домашнее задание

1. Орг. момент, целеполагание:
У.: В процессе работы над разделом «Синтаксис» мы познакомились со схемой синтаксического разбора простого предложения. Сегодня же мы будем отрабатывать навыки графического выделения главных и второстепенных членов предложений и способов их выражения, будем давать им характеристику, чертить схемы.
2. Орфографическая разминка. Запись под диктовку словарных слов с самопроверкой.
Пианино, рассчитать, расцвет, республика, повествовательный, почерк, профессия, платформа, ремень, расписание. 
3. Самостоятельная работа по карточкам.
I Вариант
Уровень А.
1.Укажите среди данных предложений повествовательные:
А. Памяти павших будьте достойны!
Б. Кто там стучится у ворот?
В. Закружилась листва золотая.
Г. Как хорошо бродить по лесу!
2. Найдите нераспрастраненные предложения:
А. Прохлада освежает и бодрит.
Б. Светает.
В. Снова замерло все до рассвета.
Г. Плыли по небу тучки.
3. Грамматическая основа предложения — это:
А. подлежащее, сказуемое
Б. дополнение, определение
В. дополнение, определение, обстоятельство, обращение
Г. дополнение, определение, обстоятельство
Уровень Б.
1. Выделить грамматическую основу предложения и обозначить какими частями речи они выражены:
Ночь наступила тихо и незаметно.
Я ночую в старой беседке.
На лугах жгут костры, водят хороводы.

2. В каких предложениях надо поставить тире между подлежащим и сказуемым. Объяснить почему:
А. Большие глазастые ромашки хороши.
Б. Воздух чист.
В. Март первый месяц весны.
Г. Ярко на небе сверкали звезды.
3. В каком предложении необходимо поставить запятую на месте пропуска. Объяснить почему:
А. Москва гордилась университетами _ библиотеками.
Б. На холме за Кремлевской стеной возвышаются храмы, дворцы __ и терема.
В. Зимой __ на балах гремела музыка: Москва показывала своих невест.
4. В каком предложении выделенное слово является обращением: 
А. Скажи мне, кудесник, любимец богов, что сбудется в жизни со мною…
Б. Это был маг, чародей и кудесник, известный своими фокусами.

Уровень С.

  1. Вспомните схему и выполните полный синтаксический разбор предложения (Знаки препинания не проставлены):

В горшках растут пахучие цветы розы лилии герань.
Лошадь испугалась и быстро побежала вперед. 

II Вариант
Уровень А.
1.Побудительными среди данных предложений являются следующие:
А. Липким запахом веет полынь.
Б. Между небом и землей песня раздается.
В. А были, дедушка, у вас медали с орденами?
Г. Расскажи мне, няня, про ваши старые года.
Д. Не бросай друга в несчастье.
2. Укажите распрастраненные предложения:
А. Жили-были дед да баба.
Б. Здравствуй, мой далекий незнакомый друг.
В. Посмотришь мультфильм и обрадуешься.
Г. Кот услыхал, прибежал, спас петушка....
3. Найдите предложение, в котором есть определение:
А. Через полчаса зверь высунул из травы нос.
Б. Небо высокое и чистое.
В. Мороженое было вкусным.
Г. Поля ожили от зимнего снега.
4. Найдите предложение, в котором сказуемое выражено именем прилагательным:
А. Снегирь — пухленькая красногрудая птичка..
Б. Зверь встал на задние лапки.
В. Дневной жар сменился вечерней прохладой.
Г. Свежа распустившаяся роза!
Уровень Б.
1. В предложении Весной опять запели соловьи о верности, о дружбе, о любви однородными членами являются:
А. подлежащие
Б. сказуемые
В. дополнения
Г. определения
Д. обстоятельства
2. В каких предложениях надо поставить тире между подлежащим и сказуемым. Объяснить почему:
А. Друзья познаются в беде.
Б. Пословица мудрость народа.
В. Июль макушка лета.
Г. Цыплят по осени считают.
3. Составьте с каждым из предложенных слов по два предложения так, чтобы в одном данное слово было подлежащим, а в другом — обращением:
Весна, сестрёнка, ветер, малыш.
4. Заполните таблицу, разобрав следующие предложения:
А. Над цветами кружились пчелы.
Б. Порхали птички вокруг старых елей, звонко пели свои весенние песни.
В. Серёжа, твой поплавок стремительно утонул.

Предложение

Основа предложения

Второстепенные члены

Однородные члены

Обращение

А.

 

 

 

 

Б.

 

 

 

 

В.

 

 

 

 

Уровень С.

  1. Вспомните схему и выполните полный синтаксический разбор предложения (Знаки препинания не проставлены):

Вода устала петь устала течь сиять струиться и переливаться.

Снег идет и всё в смятенье убелённый пешеход удивленные растенья перекрёстка поворот.

  1. Запишите предложение. Найдите и обозначьте графически известные орфограммы. Подчеркните в предложении подлежащее, сказуемое и обстоятельства места:

Ночью и днем таскает еж себе в нору душистые сухие листочки.

5. Индивидуальное домашнее задание.
На «5» Напиши 5-6 предложений по теме «Поздняя осень», используя однородные члены предложения, предложения с обращением и предложения с обобщающими словами. Выполнить полный синтаксический разбор по схеме.
На «4» — Придумай и напиши три предложения: с постановкой тире между подлежащим и сказуемым, с предложением обстоятельства способа действия и предложением с обобщающим словом. Выполнить полный синтаксический разбор по схеме.

Саврандеева Лейсан Фаисовна, учитель русского языка и литературы,
МБОУ «Татарская гимназия №17 имени Г. Ибрагимова» г. Казани Республики Татарстан
leysav@bk.ru

Другие новости по теме: