Автор учебника: Ладыженская Т. А., Баранов М. Т.
Цели урока:
1) формировать представление о выборе н и нн в наречиях на -о (-е) и вырабатывать умение применять это правило на письме;
2) формировать умение использовать правильный способ действия при различении наречий на -о (-е) и кратких причастий.
3) воспитание самоконтроля, толерантности
Оборудование: учебник, лекции с дополнительным материалом, карточки с вопросами, справочники.
№
|
Этап урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
Время
|
1.
|
Организационный момент.
Целеполагание.
|
Сообщение
темы и цели урока.
|
Ставят перед собой цель ответить на все вопросы и достичь желаемой оценки
|
2 минуты
|
2.
|
Ответы на вопросы части А, В, С
|
Раздает вопросы, проверяет индивидуально, помогает в затруднениях.
|
Ученики самостоятельно отвечают на вопросы.
|
34 минуты
|
|
|
|
|
|
3.
|
Рефлексия.
|
Подводит итог урока.
|
Сравнивают и оценивают свои результаты.
|
3 минуты
|
4.
|
Домашнее
задание.
|
Объясняет задание, предлагает выполнить задание С тем, кто не успел на уроке.
|
Записывают задание.
|
1 минута
|
ХОД УРОКА
Слово учителя. Добрый день. Сегодня на уроке закрепление темы «Правописание Н-НН в наречиях». Все задании достаточно просты, но надо хорошо помнить предыдущий материал. Работа будет в течение всего урока — 36 минут. Инструктаж по карточкам. Поставьте себе цель — отметку на полях ваших тетрадей. Желаю успехов.
Работа учащихся. Самостоятельная работа учащихся с разноуровневыми заданиями. Приложение 1.
Рефлексия. Ребята, оценим свою работу. Справились ли с поставленными вами целями? (Ответы учащихся). Спасибо за активное участие.
Приложение 1
Правописание Н-НН в наречиях
Часть А.
1. Ответьте письменно на вопросы. Вспомните:
1. Когда в прилагательных пишется нн?
2. Напишите исключения из этих правил.
3. Когда пишутся суффиксы с н и нн в кратких прилагательных?
4. Когда пишутся суффиксы с н и нн в кратких причастий?
5. Сколько н пишется в наречиях, образованных от прилагательных и причастий?
2. От данных слов образуйте наречия на –О и -Е, но помните: в наречиях столько Н, сколько в слове, от которого оно образовано!
неугомонный -
озабоченный -
испуганный -
сосредоточенный -
определённый -
бесшумный -
преданный –
Часть В.
1. Сгруппируйте наречия по количеству н в суффиксах
Безветре(н, нн)о, буднич(н, нн)о, революцио(н, нн)о, энергич(н, нн)о, удивлё(н, нн)о, душев(н, нн)о, медле(н, нн)о, аромат(н, нн)о, тума(н, нн)о, ритмич(н, нн)о, мысле(н, нн)о, контраст(н, нн)о, письме(н, нн)о, безмолв(н, нн)о, , нечая(н, нн)о, символич(н, нн)о, неслыха(н, нн)о, неожида(н, нн)о, эффектив(н, нн)о, взволнова(н, нн)о, эмоциональ(н, нн)о, обдума(н, нн)о, карти(н, нн)о.
2. Объясните разницу правописания:
Ребята работали напряженно. — Внимание слушателей напряжено. Оратор говорил взволнованно. — Море было взволновано. Нас встретили обрадованно. — Дитя обрадовано подарком. Поступил необдуманно. — Все было обдумано. Девочка занимается сосредоточенно. — Все сосредоточено в одном месте. Шел медленно. — Походка медленна.
Часть С.
1. Проверочная работа: вставь Н или НН.
1. Газирова…ая вода, листва озаре…а, испуга…о вскрикнул;
2. Стра….о посмотрел, местность пусты….а, проблема изуче…а;
3. Оборудова…ый кабинет, кваше…ая капуста, рассказывает замечатель….о;
4. Небо облач….о, исследование законче…о, огорче…о вздохнуть;
5. Ответить сдержа…о, организова…ый отряд, жева…ый лист;
6. Недостатки выявле…ы, насыще…ый влагой, буй…о разрастаться;
7. Беше…ый зверь, ветре…ый день, ране…ый враг;
8. Обдума….ое предложение, улыбался восторже…о, решение продума…о;
9. Девушка воспита….а, мальчик воспита… бабушкой, воспита…ые дети.
2. Задание для тех, кто справился со всеми предыдущими заданиями. Ты молодец! Попробуй выполнить и это! Определи у каждого слова часть и речи и количество букв Н!
Серебрян(?)ый Посеребрён(?)ое Посеребрен(?)о
Ветрен(?)ый Обветрен(?)ое Обветрен(?)о
Ломан(?)ая Сломан(?)ое Сломан(?)о
Цен(?)ый Оценён(?)ое Оценен(?)о
Домашнее задание дается индивидуально.
Землиханова Гюзель Марсовна
МОУ Лицей №52, г. Уфа
Samig.gyuz@mail.ru