Цели урока:
- образовательные:
Познакомить с группами сочинительных союзов.
- развивающие:
Научить находить группы сочинительных союзов в предложениях.
- воспитательные:
Воспитывать аккуратность и интерес к предмету.
Оборудование: карточки по ТИО
План урока
№
|
Этапы урока
|
Время
|
Методы и приемы
|
1
|
Организационный момент
|
2 мин.
|
|
2
|
Объяснительный диктант
|
5 мин
|
Фронтальная работа
|
3
|
Объяснение нового материала
|
10 мин
|
Работа с учебником, с карточками
|
4
|
Совершенствование умений и навыков.
|
26 мин
|
Самостоятельная работа по ТИО
|
5
|
Итог урока
|
2 мин
|
Рефлексия
|
Ход урока:
- Организационный момент.
Сегодня на уроке мы познакомимся с группами сочинительных союзов, будем находить эти группы в предложениях.
2. Объяснительный диктант.
Ребята, давайте вспомним, как союз влияет на правописание не с разными частями речи. Для этого мы напишем объяснительный диктант (работа у доски).
Не кислый, а сладкий апельсин; неглубокая, а рыбная речка; не закрытое, а распахнутое настежь окно; не медли, а поторопись; некрашеный пол; не глупо, а умно поступил; не правда, а обман; сделай немедленно; мал золотник, да дорог; хлеб да соль.
- Объяснение нового материала.
Ребята, откройте учебник на стр. 152. Прочитайте теоретический материал, на основе данного материала заполните таблицу в тетради.
Соединительные
|
Противительные
|
Разделительные
|
|
|
|
Как вы думаете, что связывают сочинительные союзы? (ответы детей)
Верно, сочинительные союзы связывают однородные члены предложения и равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного.
Ребята, у каждого на парте лежат карточки, запишите данные предложения в тетрадь. Над соединительными поставьте букву с., над противительными — п., над разделительными — р.
- Квадраты полей, и кипарисы, и маленькие домики среди них, и вьющиеся дороги, и платины — все это тянется до горизонта.
- То бедная колоколенка проглянет из синего марева, то красная крыша дома сквозь зелень сада, то прогремят колеса по бревенчатому мосту через светлую небыструю речку.
- Все языки стремятся к точности, а точность требует сжатости.
(работы проверяются у каждого ученика)
- Совершенствование умений и навыков.
Сейчас каждый из вас получит задания разного уровня сложности (прилагаются). У каждого из вас на парте лежит жетон. Поставьте на нем ту оценку, которую бы вы хотели получить. Все ваши успехи вы будете отмечать на «Карте успеха».
- Итог урока.
Ребята, посмотрите на свои жетоны и на «Карту успеха». Достигли ли вы своей цели? Спасибо за работу!
Уровень «А»
- Сочинительные союзы связывают……………….
- Сочинительные союзы по значению делятся на три разряда…………..
- Найдите соответствие, укажите стрелками.
Соединительные а, но, да(=но), однако (же)
Разделительные и, да(=и), не только — но и
Противительные или, либо, то-то, не то-не то
4. Спишите. Над соединительными союзами поставьте букву с, над противительными — п, над разделительными — р.
Грибами и земляникой березовый лес пропах. Земля ценится хлебом, а человек — делом. Либо рыбку съесть, либо на мель сесть.
- Вставьте один из синонимичных союзов вместо точек.
Не вызубрить урок надо, …. понять. Проказница Мартышка, Осел, Козел … косолапый Мишка затеяли сыграть квартет. Мал золотник … дорог.
Уровень «В»
- Спишите, ставя пропущенные запятые. Сочинительные союзы заключите в овал.
Без нитки да иголки шубы (не) пошить. Редеет мгла ненастной ночи и близкий день уж настает. Либо дождик либо снег либо будет либо нет.
- Спишите, вставляя на месте пропусков подходящие по смыслу слова и расставляя пропущенные запятые.
Трава лежала не только на подоконнике но и…..
Я люблю как математику так и….
3. Выполните упражнение 330
Уровень «С»
Тест
- Найдите предложения с противительными союзами.
А) Умен, пригож, да на дело негож.
Б) Ученье да труд к славе ведут.
В) Мал цветок, зато красив.
Г) Войска все шли и шли, хотя спустилась ночь.
2. Укажите предложение с соединительными союзами.
А) Без нитки да иголки шубы не пошить.
Б) Перо пишет, а ум водит.
В) Ты тоже прочитай эту книгу.
Г) Дождь то идет, то нет.
3. Укажите предложение, в котором перед союзом и ставится запятая (знаки препинания не расставлены).
А) Смех и песни сливались в нестройную музыку.
Б) Рванул ветер и в воздухе закрутилась пыль.
В) Туча на севере росла и захватывала запад и восток.
Двинянинова Елена Николаевна
Учитель русского языка и литературы
Редикорская основная школа. Пермский край