О проекте Координаторы проекта Малокомплектные школы
Вы находитесь: ТИО » Русский язык » 7 класс » Сочинительные союзы » Сочинительные союзы


Цели урока:

- образовательные:

Познакомить с группами сочинительных союзов.

- развивающие:

Научить находить группы сочинительных союзов в предложениях. 

- воспитательные:

Воспитывать аккуратность и интерес к предмету.

 

Оборудование: карточки по ТИО

 

План урока

 

Этапы урока

Время

Методы и приемы

1

Организационный момент

2 мин.

 

2

Объяснительный диктант

5 мин

Фронтальная работа

3

Объяснение нового материала

10 мин

Работа с учебником, с карточками

4

Совершенствование умений и навыков.

26 мин

Самостоятельная работа по ТИО

5

Итог урока

2 мин

Рефлексия

 

Ход урока:

 

  1. Организационный момент.

Сегодня на уроке мы познакомимся с группами сочинительных союзов, будем находить эти группы в предложениях.

 

2. Объяснительный диктант.

Ребята, давайте вспомним, как союз влияет на правописание не с разными частями речи. Для этого мы напишем объяснительный диктант (работа у доски).

 

Не кислый, а сладкий апельсин; неглубокая, а рыбная речка; не закрытое, а распахнутое настежь окно; не медли, а поторопись; некрашеный пол; не глупо, а умно поступил; не правда, а обман; сделай немедленно; мал золотник, да дорог; хлеб да соль.

  1. Объяснение нового материала.

Ребята, откройте учебник на стр. 152. Прочитайте теоретический материал, на основе данного материала заполните таблицу в тетради.

 

Соединительные

Противительные

Разделительные

 

 

 

 

Как вы думаете, что связывают сочинительные союзы? (ответы детей)

 

Верно, сочинительные союзы связывают однородные члены предложения и равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного.

Ребята, у каждого на парте лежат карточки, запишите данные предложения в тетрадь. Над соединительными поставьте букву с., над противительными — п., над разделительными — р.

 

- Квадраты полей, и кипарисы, и маленькие домики среди них, и вьющиеся дороги, и платины — все это тянется до горизонта.

 

- То бедная колоколенка проглянет из синего марева, то красная крыша дома сквозь зелень сада, то прогремят колеса по бревенчатому мосту через светлую небыструю речку.

 

- Все языки стремятся к точности, а точность требует сжатости.

(работы проверяются у каждого ученика)

  1. Совершенствование умений и навыков.

Сейчас каждый из вас получит задания разного уровня сложности (прилагаются). У каждого из вас на парте лежит жетон. Поставьте на нем ту оценку, которую бы вы хотели получить. Все ваши успехи вы будете отмечать на «Карте успеха».

  1. Итог урока.

Ребята, посмотрите на свои жетоны и на «Карту успеха». Достигли ли вы своей цели? Спасибо за работу!

 

Уровень «А»

  1. Сочинительные союзы связывают……………….
  2. Сочинительные союзы по значению делятся на три разряда…………..
  3. Найдите соответствие, укажите стрелками.

Соединительные                                            а, но, да(=но), однако (же)

Разделительные                                              и, да(=и), не только — но и

Противительные                                             или, либо, то-то, не то-не то  

 

4. Спишите. Над соединительными союзами поставьте букву с, над противительными — п, над разделительными — р.

Грибами и земляникой березовый лес пропах. Земля ценится хлебом, а человек — делом. Либо рыбку съесть, либо на мель сесть.

  1. Вставьте один из синонимичных союзов вместо точек.

Не вызубрить урок надо, …. понять. Проказница Мартышка, Осел, Козел … косолапый Мишка затеяли сыграть квартет. Мал золотник … дорог.

 

Уровень «В»

  1. Спишите, ставя пропущенные запятые. Сочинительные союзы заключите в овал.

Без нитки да иголки шубы (не) пошить. Редеет мгла ненастной ночи и близкий день уж настает. Либо дождик либо снег либо будет либо нет.

  1. Спишите, вставляя на месте пропусков подходящие по смыслу слова и расставляя пропущенные запятые.

Трава лежала не только на подоконнике но и…..

Я люблю как математику так и….

 

3.  Выполните упражнение 330

 

Уровень «С»

 

Тест

  1. Найдите предложения с противительными союзами.

А)  Умен, пригож, да на дело негож.

Б)  Ученье да труд к славе ведут.

В)  Мал цветок, зато красив.

Г)  Войска все шли и шли, хотя спустилась ночь.

 

2. Укажите предложение с соединительными союзами.

                        А) Без нитки да иголки шубы не пошить.

                        Б) Перо пишет, а ум водит.

                        В) Ты тоже прочитай эту книгу.

                        Г) Дождь то идет, то нет.

 

3. Укажите предложение, в котором перед союзом и ставится запятая (знаки препинания не расставлены).

                        А) Смех и песни сливались в нестройную музыку.

                        Б) Рванул ветер и в воздухе закрутилась пыль.

                        В) Туча на севере росла и захватывала запад и восток.

 

Двинянинова Елена Николаевна

Учитель русского языка и литературы

Редикорская основная школа. Пермский край

Другие новости по теме: