УМК под ред. М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской; Русский язык 7 класс.
Цели: Обосновать деление подчинительных союзов на группы по значению; развивать орфографические и пунктуационные навыки; закрепить первичные знания с применением технологии разноуровнего обучения; воспитывать самостоятельность.
Оборудование: разноуровневые карточки, учебники.
Проект урока
№ этапа |
Этап урока
|
Время
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
1
|
Орг.момент и целеполагание
|
2 минуты
|
Знакомит с темой урока и целью
|
Ставят себе цель выполнить задания, достичь той отметки, которую желают получить за урок
|
2
|
Повторение изучение теоретического материала. Работа с разноуровневыми карточками, учебником.
|
40 минут
|
Указывает на теоретический материал, распределяет задания, оказывает индивидуальную помощь.
|
Повторяют теоретический материал, выполняют задания
|
3
|
Рефлексия
|
2 минуты
|
Подводит итог, анализирует таблицу
|
Сравнивают результат таблицы с предполагаемым результатом
|
4
|
Индивидуальное дом.задание
|
1 минута
|
Желающим даёт домашнее задание.
|
Желающие записывают задание
|
Стенограмма
1. Орг.момент. Целеполагание.
Наша тема — Подчинительные союзы. Продолжаем работу. Теоретическую информацию изучите самостоятельно. После чего выполните ряд заданий, которые позволят выяснить, усвоили ли вы материал. Работать будем индивидуально по карточкам с заданиями, по вариантам. Успехи будем фиксировать в карте достижений.
2. Самостоятельная работа. Изучение нового материала самостоятельно, выполнение заданий по карточкам.
3. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
4. Домашнее задание. Карточки по желанию.
Вариант 1
Задание на уровень «3
1. Подчинительные союзы бывают…
Найдите соответствие и укажите стрелками.
Изъяснительные если, если бы, как скоро, ли и др.
Причинные что, чтобы, как и др.
Условные потому что, оттого что, так как, благодаря тому и др.
2) Спишите предложения, расставляя пропущенные запятые и ставя вопросы к тому простому предложению в составе сложного, которое присоединяется с помощью союза. Надпишите над союзами буквы в.(временной), ц.(целевой), п. (причинный), и. (изъяснительный)
По син..им волнам океана лишь звезды блес(?)нут в небесах корабль од..нокий несет(?)ся на всех п..русах. Всюду где только лес был пореже л..жали на земле белые холсты лу(н,нн)ого света. Мне пр..ходилось ноч..вать (в)стогах и в октябре когда трава на ра(с,сс)веете покрывается инеем, как солью.
3) Спишите. Вставьте подходящий союз в место точек.
Не вызубрить урок надо,….. понять. Очертания низких берегов пропадают,….по горизонту весь день слоями лежит тяжелая мгла. Проказница Мартышка, Осел, Козел….косолапый Мишка затеяли сыграть квартет. И все ветры ко мне приходят,..весна у окошка стоит.
Задание на уровень «4»
1. Спишите. Определите значения выделенных союзов. В каком стиле они чаще всего употребляются?
Жили да были два генерала, и так как оба были легкомысленны, то в скором времени, по щучьему веленью, по моему хотенью, очутились на необитаемом острове. 2. Разумеется, сначала ничего не поняли и стали разговаривать, как будто ничего с ними не случилось. 3. Стали они друг друга рассматривать и увидели, что они в ночных рубашках, а на шеях у них висит по ордену. 4. "Что же мы будем, однако, делать? — продолжал он сквозь слезы, — ежели теперича доклад написать — какая польза из этого выйдет?"
2. Составьте по схемам сложные предложения с подчинительными союзами. В составленных предложениях подчеркните основы.
1. [ ], (где…)
2. [ ], (потому что…)
3. [ ], (куда…)
Задание на уровень «5»
Напишите небольшое рассуждение на тему «Нужно ли в наши дни читать книги?». Используйте опорные слова ( по-моему, я уверен(а), чтобы, для того чтобы, потому что, во-первых, во-вторых, таким образом.)
Обозначьте подчинительные союзы.
Вариант 2
Задание на уровень «3
1) Подчинительные союзы бывают…
Найдите соответствие, укажите стрелками.
Сравнительные чтобы, для того чтобы, с тем чтобы и др.
Временные как, будто, словно, как будто, точно и др.
Целевые. когда, едва, лишь, лишь только, пока и др.
2) Спишите предложения, расставляя пропущенные запятые и ставя вопросы к тому простому предложению в составе сложного, которое присоединяется с помощью союза. Надпишите над союзами буквы в.(временной), ц.(целевой), п. (причинный), и. (изъяснительный)
Все возы потому что на них л..жали тюки с шерстью к..зались очень высокими и пухлыми. Чичиков не заметил как в(?)ехал в середину обширного села с множеством изб и улиц. Ямщики подв..зали колокольчики чтобы звон (не)привлек внимания сторожей.
3) Спишите. Вставьте подходящий союз в место точек.
Мал золотник,…дорог. Ищи товарища лучше себя,…не хуже себя. Вечерняя заря начинается,…солнце уже заходит за край земли. Горят первые звезды, …заря еще долго светит над полями и лесами.
Задание на уровень «4»
1. Спишите. Определите значения выделенных союзов. В каком стиле они чаще всего употребляются?
2. Пришел генерал к ручью, видит: рыба там, словно в садке на Фонтанке, так и кишит.
3. Кто бы мог думать, ваше превосходительство, что человеческая пища, в первоначальном виде, летает, плавает и на деревьях растет? 3. Доктор П., бывший в тот же день дежурным старшиною, заботливо наблюдал, дабы все гости получили по куску. 4. Собственные их мысли злоумышляли против них, ибо как они ни старались отгонять представления о бифштексах, но представления эти пробивали себе путь насильственным образом.
4. Составьте по схемам сложные предложения с подчинительными союзами. В составленных предложениях подчеркните основы.
- [ ], (чтобы….)
- [ ], (как будто….)
- [ ], (если…)
Задание на уровень «5»
Напишите небольшое рассуждение на тему «Нужно ли в наши дни читать книги?». Используйте опорные слова ( по-моему, я уверен(а), чтобы, для того чтобы, потому что, во-первых, во-вторых, таким образом.) Обозначьте подчинительные союзы.
Алиева Фарида Радиевна
Гимназия № 2, Казань
Farida_8511@mail.ru