О проекте Координаторы проекта Малокомплектные школы
Вы находитесь: ТИО » Русский язык » 8 класс » Предложения с уточняющими обособленными членами » Предложения с уточняющими обособленными членами


УМК под ред. С. Г. Бархударова; Русский язык 8 класс.

Цели: дать понятие об обособлении уточняющих членов предложения; развивать орфографическую и пунктуационную зоркость; развивать навыки обнаружения уточняющих членов в устной речи и в тексте; воспитывать самостоятельность.

Оборудование: разноуровневые карточки, тесты, ноутбуки, учебники.

 

Проект урока

№ этапа

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Орг.момент и целеполагание

2 минуты

Знакомит с темой урока и целью

Ставят себе цель выполнить задания, достичь той отметки, которую желают получить за урок

2

Самостоятельное изучение теоретического материала. Работа с разноуровневыми карточками и тестами на компьютере

 

40 минут

Делит класс на варианты. Указывает на теоретический материал, распределяет тесты, оказывает индивидуальную помощь.

Знакомятся с теоретическим материалом, выполняют задания и тесты

3

Рефлексия

2 минуты

Подводит итог, анализирует таблицу

Сравнивают результат таблицы с предполагаемым результатом

4

Индивидуальное дом. задание

1 минута

Желающим даёт домашнее задание.

Желающие записывают задание

 

Стенограмма
I. Орг. момент. Целеполагание.
Новую информацию вы изучите самостоятельно. После чего выполните ряд заданий, которые позволят выяснить, усвоили ли вы материал. Работать будем по вариантам, у каждого будет своя цепочка заданий. Успехи будем фиксировать в карте достижений.
II. Самостоятельное изучение теоретического материала и работа с тестами и карточками.
Задания:
Вариант 1
1. Вставьте пропущенные знаки препинания и подчеркните обособленные уточняющие члены предложения.
1) Здесь вдали города было пасмурно и сыро. 2)Люблю дымок спалённой жнивы в степи кочующий обоз и на холме средь жёлтой нивы чету белеющих берёз. 3)К парку можно пройти по дороге или по узкой тропинке вдоль реки. 4)Осьминоги или спруты — это морские моллюски. 5) Они все трое в особенности старый казак были краснее обыкновенного. 6)Иные слабохарактерные натуры если и ведут записки свои, то делают это урывками неразборчивым почерком не дописывая слов вообще небрежно. 7)Тогда в детстве даже мороженое казалось слаще.8) На другой день 15 марта была назначена итоговая контрольная работа. 9)Я жил тогда в Испании, в Барселоне. 10)Они каждое лето отдыхают в Европе, в Австрии.
2. Вставьте пропущенные знаки препинания и подчеркните обособленные уточняющие члены предложения.
1) Ба..икады возн…кали всюду особе…о по ту сторону Сены. 2)Больных и ране…ых лечили свои же каза…кие медики большей частью к…шевары. 3)Удобства жизни можно соч…тать с каким угодно даже с самым тяж…лым и грязным трудом. 4)Ей хотелось работать жить самостоятельно на свой сч…т.
3. Выполните по учебнику упражнение 342.
4. Спишите, расставляя знаки препинания. Подчеркните грамматическую основу и обособленные уточняющие члены предложения.
Выезжаем из города на рассвете. Внизу над рекою стелется молочно-белый туман. Из серебристого моря тумана точно видение поднимаются стены городского собора темнеют крыши домов. Далеко-далеко за рекою из тумана как в стародавние времена слышится рожок пастуха.
5.Выполните тест на компьютере.
1.Найдите неверное утверждение

  1. Обособленные уточняющие члены предложения могут присоединяться к уточняемым при помощи союзов ТО ЕСТЬ, ИЛИ (ТО ЕСТЬ), ИМЕННО.
  2. Если уточняющие члены предложения присоединяются при помощи слов ОСОБЕННО, ДАЖЕ, ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ, НАПРИМЕР и т.п., они не обособляются
  3. Обособляться могут и дополнения с предлогом И КРОМЕ, ВМЕСТО, ПОМИМО, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ и т. п
  4. Как уточняющие члены могут употребляться и приложения

2. С чем нельзя согласиться?

  1. Уточняющие члены предложения конкретизируют, сужают значение слова, к которому они относятся
  2. Уточняющие члены предложения выделяются при произношении интонацией, а на письме — запятыми.
  3. Чаще всего обособляются уточняющие обстоятельства места и времени
  4. В качестве уточняющих членов предложения не могут выступать определения.

3. В каком предложении нет уточняющих членов?

  1. Каждое утро, в шесть часов, я отправлялся на работу.
  2. Встали мы очень поздно, в девять часов.
  3. С утра поползли серые, как дым, облака.
  4. Там, в деревне, он, очевидно, зная себя на своем месте, никуда не спешил.

4. Найдите предложение, в котором неправильно расставлены запятые.

  1. Один раз, перед вечером, мы отправились на прогулку
  2. Впереди на дороге, толпились люди.
  3. Мы встретимся с вами в ближайшее время, например завтра.
  4. Снег лежал высоко, в горах.

6. Спишите расставляя знаки препинания. Подчеркните обособленные уточняющие члены предложения.
1. Мы гуляли довольно долго до самого вечера. 2.Внизу в закурившемся тумане глухо шумел лес. 3.Они прежде то есть до приезда в деревню жили в большом ладу. 4. Никогда даже во время кулачного боя он не ускорял движений. 5.Я всегда и везде особенно на Кавказе замечал особенный такт у нашего солдата.
7. Подготовьте ответы на вопросы на стр. 179 (устно).
8. Выполните по учебнику упр. 347.
9. Спишите, расставьте пропущенные знаки препинания
Здесь среди болот поросших богатой растительностью и глухих лесов изгибаясь пробирается тоненький ручеёк. Так начинается Волга самая большая река в Европе свой далёкий путь. Пройдя через несколько озёр она набирает силу и разливается могуче величаво. Семь тысяч больших и малых рек несут Волге-матушке свои воды.
Человек путешествующий по Волге не перестаёт удивляться красоте её берегов разнообразных живописных. В верховьях сжимают реку жёлто-красные сосновые леса наполняя воздух запахом сосны. Живописен правый берег гористый круто обрывающийся к реке, прорезанный глубокими долинами. Ближе к югу где-то после Саратова заросли уступали место хлебам уходящим в бесконечную даль.
10. .Выполните по учебнику упр. 345.
11. Напишите небольшое сочинение-рассуждение на тему «В жизни всегда есть место подвигам» (М.Горький).(упр.354.)
Вариант 2
1.Вставьте пропущенные знаки препинания и подчеркните обособленные уточняющие члены предложения.
За рекой на горе лес зелёный шумит; под горой хуторочек стоит. 2)Издали под солнцем сопки казались как бы застланными коричневым бобриком. 3)Вот уже другую станцию еду в телеге или скате как её называют здесь. 4)Теперь или никогда — вы моя вы будете моею. 5)Глаза его были глубоко забиты в сухое лицо как шляпки машинных гвоздей в мягкое дерево например в липу. 6) Никогда даже во время кулачного боя он не ускорял движений.
2. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, подчеркните обособленные уточняющие члены предложения.
1) На следу…щий день с раннего утра вид бульвара в…бще внешний вид Парижа н… занятого инсургентами изменился как по взмаху волшебного жезла. 2)На ближайш…й к Инкерманским высотам Северной стороне все даже и самые маленькие хатки были давно и прочно заняты офицерами из штаба.
3. Выполните по учебнику упражнение 341.
4. Спишите, расставьте пропущенные знаки препинания
Здесь среди болот поросших богатой растительностью и глухих лесов изгибаясь пробирается тоненький ручеёк. Так начинается Волга самая большая река в Европе свой далёкий путь. Пройдя через несколько озёр она набирает силу и разливается могуче величаво. Семь тысяч больших и малых рек несут Волге-матушке свои воды.
Человек путешествующий по Волге не перестаёт удивляться красоте её берегов разнообразных живописных. В верховьях сжимают реку жёлто-красные сосновые леса наполняя воздух запахом сосны. Живописен правый берег гористый круто обрывающийся к реке, прорезанный глубокими долинами. Ближе к югу где-то после Саратова заросли уступали место хлебам уходящим в бесконечную даль.
(Проверьте себя. Здесь, среди болот, поросших богатой растительностью, и глухих лесов, изгибаясь, пробирается тоненький ручеёк. Так начинается Волга, самая большая река в Европе, свой далёкий путь. Пройдя через несколько озёр, она набирает силу и разливается могуче, величаво. Семь тысяч больших и малых рек несут Волге-матушке свои воды.
Человек, путешествующий по Волге, не перестаёт удивляться красоте её берегов, разнообразных, живописных. В верховьях сжимают реку жёлто-красные сосновые леса, наполняя воздух запахом сосны. Живописен правый берег, гористый, круто обрывающийся к реке, прорезанный глубокими долинами. Ближе к югу, где-то после Саратова, заросли уступали место хлебам, уходящим в бесконечную даль)
5. Выполните по учебнику упражнение 343.
6.Спишите, расставьте знаки препинания. Подчеркните грамматическую основу и уточняющие члены.
1. Весь этот день Анна провела дома то есть у Облонских и не принимала никого. 2. Я всегда и везде особенно на Кавказе замечал особенный такт у нашего солдата. 3.Все жители селения даже старики были на берегу реки. 4.Многие газы например водород легче воздуха.
7. Подготовьте ответы на вопросы на стр. 179 (устно).
8. Выполните по учебнику упр. 339.
9. Спишите, расставьте знаки препинания. Подчеркните уточняющие члены.
1.Однажды уже в сентябре мы получили письмо.
2.Внизу в горной котловине было озеро.
3.Инфинитив или неопределённая форма глагола помогает определить спряжение.
4.Здесь на тихой окраине у неширокой реки дыма почти не было.
5. Кольчатый тюлень или нерпа водится в наших северных морях.
10. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, подчеркните обособленные уточняющие члены предложения
Лидочка побывала в Испании весной в мае и сейчас в разгар холодной зимы с удовольствием вспоминала эту поездку. Сегодня девушка отправляла факсы без привычной зависти с жалостью. Уже неделю с 23 декабря новостные програ…ы с…бщали о невида…ом похолодании в Европе особенно в Афинах и в Барселоне. Обычно учреждения работают в предпраздничные дни с 10.00 до 15.00. Никто точнее большинство из людей предпочел бы в такие дни не работать вовсе ведь надо навести порядок в доме приготовить праз…ничный обед более того привести себя в порядок.
11. Напишите небольшое сочинение-рассуждение на тему «В жизни всегда есть место подвигам» (М.Горький).(упр.354.)
Итоговая контрольная работа. (Диктант из пособия «Универсальные поурочные разработки по русскому языку: 8 класс». Автор: Н.В.Егорова)

3. Рефлексия.
Теперь посмотрим, кто каких успехов достиг.
IV. Желающие записывают домашнее задание.

 

Шарипова Зиля Нургалиевна
МОУ «Татарская гимназия №2 им. Ш. Марджани» г.Казани
g2.kzn@edu.tatar.ru

Другие новости по теме: