О проекте Координаторы проекта Малокомплектные школы
Вы находитесь: ТИО » Русский язык » 8 класс » Однородные члены предложения » Однородные члены и знаки препинания при них (обобщающий урок)


УМК под ред. С. Г. Бархударова; Русский язык 8 класс.

Цели: закрепить знания учеников об обобщающих словах при однородных членах; отработать навыки постановки знаков препинания; развивать орфографическую и пунктуационную зоркость; воспитывать самостоятельность.

Оборудование: разноуровневые карточки, тесты, ноутбуки, учебники.

 

Проект урока


№ этапа

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Орг.момент и целеполагание

2 минуты

Знакомит с темой урока и целью

Ставят себе цель выполнить задания, достичь той отметки, которую желают получить за урок

2

Самостоятельное повторение теоретического материала. Работа с разноуровневыми карточками и тестами на компьютере

 

40 минут

Делит класс на варианты.  Указывает на теоретический материал, распределяет тесты, оказывает индивидуальную помощь.

Знакомятся с теоретическим материалом, выполняют задания и тесты

3

Рефлексия

2 минуты

Подводит итог, анализирует таблицу

Сравнивают результат таблицы с предполагаемым результатом

4

Индивидуальное дом.задание

1 минута

Желающим даёт домашнее задание.

Желающие записывают задание

Стенограмма
I. Орг.момент. Целеполагание.
Наша тема — Однородные члены и знаки препинания при них (обобщающий урок). Продолжаем работу. Если у вас возникнут вопросы, можете обратиться к учебнику. Выполнив ряд заданий, сможем выяснить, усвоили ли вы материал. Работать будем по вариантам, у каждого будет своя цепочка заданий. Успехи будем фиксировать в карте достижений.
II. Самостоятельная работа с теоретическим материалом, с тестами и карточками.
1 вариант.
Задание №1 (А)
Спишите. Определите, являются ли определения в данных предложениях однородными, подчеркните их.  Поставьте там, где  необходимо, запятые.

  1. Наконец-то из-за пригорка показалась зеленоватая высветленная луной шапка стога.
  2. Из глубины цветка неожиданно поднялся  сонный золотистый шмель.
  3. Федотов следом за ними вышел на высокий огороженный железной решеточкой берег круто обрывавшийся к воде.
  4. Странно было видеть и слышать, как этот маленький человечек извлекал из инструмента такие мощные смелые полные звуки.
  5. На праздниках, когда эта веселая задорная молодежь собиралась в громадном старинном доме, вместе с нею надолго водворялась атмосфера какой-то общей  наивной поэтической и  шаловливой влюбленности.

Задание №2 (В)
Ответьте на теоретические вопросы устно. Вопросы:

  1. Какие члены предложения называются однородными?
  2. Как соединяются между собой однородные члены? Назовите группы сочинительных союзов.
  3. Как можно различить однородные и неоднородные определения?
  4. При каком условии запятая между однородными членами ставится?
  5. При каком условии запятая между однородными членами не ставится?
  6. Расскажите о знаках препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах.

Задание №3
Спишите, расставьте знаки препинания, подчеркните однородные члены.
1. Не ведаю ни ветра я ни холода ни зноя.
2. А в сердце — Россия любовь и судьба и мечта.
3. И под звездами балканскими вспоминаем неспроста ярославские да брянские да смоленские места.
4. Я душевно люблю русский народ и почитаю за честь и славу быть ничтожной песчинкой в его массе.
5. Любовь и смерть и кровь и пламя переплелись в цветке отцов.

Задание №4 (С)
Компьютерный тест

  1. Укажите предложение, в котором нужно поставить две запятые.(Знаки препинания не расставлены.)
  2. И на суше и на море молодые и сильные руки творят чудеса.
  3. Не то сон не то наваждение не то видение чудное показалось старому монаху.
  4. Задолго до рассвета Ильинична затопила печь выпекла хлеб и насушила две сумы сухарей.
  5. И день и ночь мой Ленинград стоял и жил сражался и мечтал.
  6. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
  7. Я имею поручение как от судьи так равно и от всех ваших знакомых примирить вас с приятелем вашим.
  8. Детей каждую неделю водили в музей или в театр или в цирк.
  9. Вот уж и стука и крика и бубенцов не слыхать.
  10. На грядках взошла только петрушка да кое-где морковь.
  11. Укажите предложение, в котором нужно поставить две запятые.(Знаки препинания не расставлены.)
  12. Клёны и берёзки столпились на пригорках и в лощинах.
  13. Он слеп упрям нетерпелив и легкомыслен и кичлив.
  14. Русский народ смышлён и понятлив усерден и горяч ко все­му благому и прекрасному.

4) Ты внемлешь грохоту громов и гласу бури и валов.

  1. Укажите предложение, в котором нужно поставить две запятые.(Знаки препинания не расставлены.)
  2. Ни побоища ни стана ни надгробного кургана не встречает царь Дадон.
  3. Как недостатки так и достоинства «Полтавы» были равно не поняты тогдашними критиками и тогдашнею публикой.
  4. И сегодня рифма поэта — ласка и лозунг и штык и кнут.
  5. Не железным ключом открывается сердце а добротой.

5. Укажите предложение, в котором нужно поставить две запятые.(Знаки препинания не расставлены.)

  1. Наставник внимательно и придирчиво оглядывал выполнен­ную работу и обсуждал все тонкости механизма со своим помощником и его учеником.
  2. Ветер приносит холод ясность и некую пустоту всего тела.
  3. Буду ли я пеною в море или голубою мглой на горах или ве­черней тенью степной — я всегда буду помнить о тебе.
  4. Осенней свежестью листвою и плодами благоухает сад.

6. Укажите предложение, в котором нужно поставить две запятые.(Знаки препинания не расставлены.)

  1. Необходимо побывать если не во всех то в большинстве рай­онов.
  2. Ветер срывал с берез мокрые и пахучие листья и швырял их в ночь.
  3. Пускай послужит он в армии да потянет лямку да понюхает пороху.
  4. Наблюдавший за игрой тренер то мрачнел и хмурился то оживлялся

7. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

  1. С самого раннего утра убегал он на пруд или в рощу или на сенокос.
  2. А я не только впредь не трону здешних стад но сам за них с другими грызться рад.
  3. Татьяна верила преданьям простонародной старины и снам и карточным гаданьям и предсказаниям луны.
  4. Ни конца ни края не было полям.
  5. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
  6. Овсянников разъезжал на беговых дрожках либо в неболь­шой красивой тележке с кожаным верхом.
  7. Листья распускаются если не в апреле то в мае.
  8. В ноябре и декабре здесь было сыро и ветрено.
  9. Добровольцы давно промокли до нитки и продрогли до моз­га костей.

Вариант 2
Задание №1 (А)
Среди предложений 1 — 6 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений. Назовите однородные члены.
(1) Было у короля три сына. (2) Старший был храбрым воином и умело владел любым оружием. (3) Он мечтал стать полководцем, и король поставил его во главе своего войска. (4) Средний сын хотел прославить королевский род строительством храмов и замков. (5) Отец соглашался с ним и выдавал деньги на строительство. (6)Только младший сын расстраивал короля.

Задание №2
1) Теперь я видел это птичье товарищество своими глазами. (2) Вероятно, давно уже раненная в голову, ослепшая птица жила вместе со своими родичами и друзьями, кормились с ними и даже летала, по шуму крыльев находя верное направление для полёта. (3 )Вместе со своими товарками бродила она по лугам, и добрые смышлёные птицы не бросали в беде сестру и подругу, а по-своему поддерживали и помогали ей. (4) Иначе, как же она могла выжить после такого страшного несчастья, слепая? (5)Как она вообще могла жить?

Задание №3 (В)
В каких предложениях допущена пунктуационная ошибка? Исправьте эти ошибки.

  1. Все остальное: стойла, настил, двое дощатых ворот давно уже растащили на дрова или приспособили для других надобностей.
  2. Свет, проходивший сквозь щель ставня, тронул кое-что: малиновый занавес, позолоченный карниз и живопись на стене.
  3. Сумеречное небо и бурые от влаги барханы, однообразно убегающие в обе стороны горизонта, запах бензина, тряска, всё это нагоняло сон…

Задание №4
Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Подчеркните однородные члены.
1. Крупнейшие реки Западной Сибири Обь Енисей Лена впадают в Северный Ледовитый океан. 2. Отовсюду веяло запахом весны и от влажной земли и от набухающих почек и от невидимой за садами реки. 3. На крышах домов на деревьях на скамейках аллеи везде была изморозь. 4. Учитель музыки умеет играть на пианино на аккордеоне на баяне на разных музыкальных инструментах. 5. Ни близких берегов ни далеких гор ни даже воды ничего не было видно. 6. И все это и река и лес и этот мальчишка напоминало мне далекие дни детства. 7. Всё было непривлекательно небо и озеро и пасмурные дали и низкий остров. 8.Лучшие наши писатели а именно Пушкин Гоголь Тургенев Чехов много поработали над созданием русского литературного языка.

 

МОУ «Татарская гимназия №2 им.Ш. Марджани» г.Казани
Шарипова Зиля Нургалиевна
g2.kzn@edu.tatar.ru  

Другие новости по теме: