Цели: закреплять знания о служебных частях речи, вести работу по подготовке к ГИА путём выполнения заданий типа А и В.
Оборудование: карточки с заданиями, теоретический материал.
Проект урока:
№ |
Этап урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учеников
|
Время
|
I.
|
Орг.момент и целеполагание
|
Определяет цели урока, настраивает на позитивный лад
|
Ставят для себя цель ответить на вопросы, достичь высокой оценки
|
2 мин.
|
II.
|
Самостоятельная работа по группам
|
Раздает разноуровневые карточки, оказывает индивидуальную помощь
|
Отвечают на вопросы
|
40 мин.
|
III.
|
Рефлексия
|
Подводит итог работе, анализирует таблицу
|
Сравнивают полученный результат с предполагаемым
|
2 мин.
|
IV.
|
Индивидуальное домашнее задание
|
|
Желающие записывают задание
|
1 мин.
|
Стенограмма.
I. Орг. момент и целеполагание.
У.: Все вопросы и задания разделены на три группы: уровень А,В,С. Уровень А — «удовлетворительно», А и В — «хорошо», А,В,С — «отлично». Определите для себя цель, напишите на полях тетради оценку, которую хотели бы получить на уроке.
II. Самостоятельная работа по разноуровневым карточкам.
Группа №1
Уровень А.
1. Прочитайте текст и ответьте на вопрос: для чего используются служебные части речи?
(1) Слово понадобилось человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире, и самому себе. (2) Ведь, чтобы о чем-то говорить и даже думать, надо его как-то называть, именовать.
(3) Мы начинаем узнавать мир по его именам. (4)Язык здесь — учитель, а каждое слово — небольшой урок «всеговедения». <...>
(5) Есть в языке и такие слова, для которых называть — не главное. (6) Задача их — помогать другим словам соединяться: завтра или послезавтра, читать в библиотеке. (7) Эти слова называются служебными — они «гайки» и «винтики» в руках говорящего, когда он берется строить предложение. (8) Разная работа лежит на «плечах» предлогов, союзов и частиц, но без них в языке не обойтись...
(9) Как мы видим, есть два типа слов. (10) Первые называют мир, они — этикетки-имена. (11) В них хранятся знания языка о мире. (12) Вторые несут в себе знания не столько о мире, сколько о языке: как с ним управляться, чтобы говорить? (13) С их помощью говорящий из разрозненных знаний о мире организует связную речь.
(14) Первые более изменчивы: они приходят и уходят вместе с вещами и понятиями, меняют свои значения, чутко отражая все изменения в жизни общества. (15) Вторые более независимы и постоянны.
Уровень В.
Ответьте на вопросы теста.
1. На какие группы делятся части речи?
З) Самостоятельные и несамостоятельные
Ж) Служебные и самостоятельные
В) Служебные и неслужебные
Ф) Неслужебные и самостоятельные
2. Выбери ряд, где представлены только служебные части речи.
Ч) имя прилагательное, местоимение, союз, частица
Б) имя существительное, междометие, предлог, глагол
И) предлог, частица, союз
Г) частица, союз, предлог, междометие
3) Выбери ряд, в котором даны ТОЛЬКО союзы.
Щ) где, и, на
З) и, а, также, зато
У) потому что, ах, тоже, вследствие
Г) который, я, зато, однако
4) Выбери ряд, в котором даны ТОЛЬКО предлоги.
Н) на, в, спустя (много лет), из
Б) спустя (рукава), где, от, под
Й) благодаря (маму), кто, ли, в
Г) благодаря (маме), за, а, и
5) Выбери ряд, в котором даны ТОЛЬКО частицы.
Ю) на, в, бы, же
Б) из, до, с, как раз
Ь) ли, вот, разве, именно
Э) ли, вот, за, а, и
Уровень С.
Подчеркните все грамматические основы в тексте.
Группа №2
Уровень А.
Ответьте на вопросы теста.
1. На какие группы делятся части речи?
З) Самостоятельные и несамостоятельные
Ж) Служебные и самостоятельные
В) Служебные и неслужебные
Ф) Неслужебные и самостоятельные
2. Выбери ряд, где представлены только служебные части речи.
Ч) имя прилагательное, местоимение, союз, частица
Б) имя существительное, междометие, предлог, глагол
И) предлог, частица, союз
Г) частица, союз, предлог, междометие
3) Выбери ряд, в котором даны ТОЛЬКО союзы.
Щ) где, и, на
З) и, а, также, зато
У) потому что, ах, тоже, вследствие
Г) который, я, зато, однако
4) Выбери ряд, в котором даны ТОЛЬКО предлоги.
Н) на, в, спустя (много лет), из
Б) спустя (рукава), где, от, под
Й) благодаря (маму), кто, ли, в
Г) благодаря (маме), за, а, и
5) Выбери ряд, в котором даны ТОЛЬКО частицы.
Ю) на, в, бы, же
Б) из, до, с, как раз
Ь) ли, вот, разве, именно
Э) ли, вот, за, а, и
Уровень В.
Прочитайте текст и выполните задания.
(1) Слово понадобилось человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире, и самому себе. (2)Ведь, чтобы о чем-то говорить и даже думать, надо его как-то называть, именовать.
(3) Мы начинаем узнавать мир по его именам. (4)Язык здесь — учитель, а каждое слово — небольшой урок «всеговедения». <...>
(5) Есть в языке и такие слова, для которых называть — не главное. (6) Задача их — помогать другим словам соединяться: завтра или послезавтра, читать в библиотеке. (7) Эти слова называются служебными — они «гайки» и «винтики» в руках говорящего, когда он берется строить предложение. (8) Разная работа лежит на «плечах» предлогов, союзов и частиц, но без них в языке не обойтись...
(9) Как мы видим, есть два типа слов. (10) Первые называют мир, они — этикетки-имена. (11) В них хранятся знания языка о мире. (12) Вторые несут в себе знания не столько о мире, сколько о языке: как с ним управляться, чтобы говорить? (13) С их помощью говорящий из разрозненных знаний о мире организует связную речь.
(14) Первые более изменчивы: они приходят и уходят вместе с вещами и понятиями, меняют свои значения, чутко отражая все изменения в жизни общества. (15) Вторые более независимы и постоянны.
1. Из предложений 1-5 выпишите все союзы. (чтобы, и, а)
2. Из предложений 5-8 выпишите все предлоги. (в, для, на без)
3. Из предложений 1-4 выпишите все частицы. (ведь, даже)
4. Из предложений 13-15 выпишите производный предлог. (вместе)
5. Напиши номер предложения, в котором есть подчинительный союз времени. (7)
Уровень С.
Составьте три предложения с максимально возможным количеством служебных слов.
Группа №3
Уровень А.
Подчеркните в тексте все грамматические основы.
(1)Слово понадобилось человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире, и самому себе. (2)Ведь, чтобы о чем-то говорить и даже думать, надо его как-то называть, именовать.
(3)Мы начинаем узнавать мир по его именам. (4)Язык здесь — учитель, а каждое слово — небольшой урок «всеговедения». <...>
(5) Есть в языке и такие слова, для которых называть — не главное. (6) Задача их — помогать другим словам соединяться: завтра или послезавтра, читать в библиотеке. (7) Эти слова называются служебными — они «гайки» и «винтики» в руках говорящего, когда он берется строить предложение. (8) Разная работа лежит на «плечах» предлогов, союзов и частиц, но без них в языке не обойтись...
(9) Как мы видим, есть два типа слов. (10) Первые называют мир, они — этикетки-имена. (11) В них хранятся знания языка о мире. (12) Вторые несут в себе знания не столько о мире, сколько о языке: как с ним управляться, чтобы говорить? (13) С их помощью говорящий из разрозненных знаний о мире организует связную речь.
(14) Первые более изменчивы: они приходят и уходят вместе с вещами и понятиями, меняют свои значения, чутко отражая все изменения в жизни общества. (15) Вторые более независимы и постоянны.
Уровень В.
Выполните задания по данному выше тексту.
1. Найдите предложение с последовательным подчинением придаточных. Составьте блочную схему. Определите вид придаточных предложений. (1; цели и местоименно-определительное)
2. Сколько грамматических основ в предложении №7? Составьте блочную схему. Определите вид придаточного предложения. (3; времени)
3. Среди предложений 9-15 найдите бессоюзные сложные предложения. Объясните постановку знаков препинания. (10, 14; пояснение, перечисление, деепричастный оборот)
4. Объясните постановку тире в предложениях №№ 4, 5, 6, 7, 10.
5. Из предложения №3 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
6. В каком из предложении используется метафора: 3, 14, 9, 13?
Уровень С.
Напишите связный текст о служебных частях речи, используя как можно больше служебных частей речи.
IV. Рефлексия.
У.: В ходе работы мы закрепили сведения о служебных частях речи. Также вели подготовку к ГИА путем выполнения определенных заданий.
V. Индивидуальное домашнее задание.
У.: Желающие могут выполнить задания, которые не успели выполнить в ходе урока.
Приложение.
ЧАСТИЦЫ
Формообразующие частицы: бы, пусть, пускай, да, давай(те)
Смысловые частицы:
1) отрицательные: не, ни, вовсе не, далеко не, отнюдь не;
2) вопросительные: неужели, разве, ли (ль);
3) указательные: вот, вон, это;
4) уточняющие: именно, как раз, прямо, точно, точь-в-точь;
5) ограничительно-выделительные: только, лишь, исключительно, почти, единственно, -то;
6) восклицательные: что за, ну и, как;
7) усилительные: даже, же, ни, ведь, уж, всё-таки, ну;
8) со значением сомнения: едва ли, вряд ли.
ПРЕДЛОГИ
Непроизводные (древнейшие предлоги) — в, без, до, из, к, на, по, о, от, перед, при, через, с, у, за, над, для, об, под, про.
Производные предлоги образовались в более позднее время от слов других частей речи и подразделяются на:
наречные — вблизи, вглубь, вдоль, возле, около, вокруг, впереди, после и др.;
отыме́нные — посредством, в роли, в зависимости от, путем, насчет, по поводу, ввиду, по случаю, в течение и др.;
глагольные (образованы были в большинстве своем скорее от деепричастий, нежели собственно глаголов) — благодаря, несмотря на, спустя и другие.
СОЮЗЫ
Разряды сочинительных союзов:
1) соединительные (значение «и это, и то»): и, да (в значении «и»), ни...ни, как...так и, и...и, не только...но и, как ... так и, тоже, также ;
2) разделительные (значение «или это, или то»): или, либо, то...то, не то...не то, или...или, то ли ... то ли;
3) противительные (значение «не это, а то»): а, но, да (в значении «но»), однако, зато.
4) градационные: не только... но и, не столько... сколько, не то чтобы... а;
5) пояснительные: то есть, а именно;
6) присоединительные: тоже, также, да и, и, притом, причём.
Примечание. В школе изучаются только первые три разряда.
Разряды подчинительных союзов:
1) временные: когда, пока, едва, лишь, в то время как;
2) причинные: так как, потому что, ибо (устар. / книжн.);
3) условные: если, кабы (устар.), коли (устар.);
4) целевые: чтобы, для того чтобы, с той целью чтобы, дабы(устар.);
5) уступительные: хотя, несмотря на то что;
6) следствия: так что;
7) сравнительные: как, словно, будто, точно, чем, как будто;
8) изъяснительные: что, как, чтобы.
Зарипова Резеда Рассамовна
МБОУ «Татарская гимназия №2 при КФУ», г. Казань
rezeda_zaripova2@mail.ru