Учебник «Русский язык» М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская и др.
Цель урока: познакомить с дефисным написанием наречий
Оборудование: учебник, разноуровневые карточки, карта достижений.
Проект урока
№ |
Этапы урока
|
Время
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
1
|
Орг. момент, целеполагание
|
1 мин.
|
Знакомит с задачей и целью урока
|
Ставит себе цель ответить на вопросы теста и карточек, достичь той оценки, которую желают получить за урок
|
2.
|
.Актуализация прежних знаний.
|
43мин
|
Раздаёт разноуровневые карточки, консультирует, оказывает индивидуальную помощь, проверяет задания
|
Самостоятельно читает предложения, выполняет задания
|
3.
|
Изучение материала урока
|
Самостоятельно отвечает на вопросы, выполняет упражнение. Работает в классных тетрадях
|
4.
|
Формирование умений и навыков
|
Выполняет задания. Отмечает свои достижения на карте.
|
5.
|
Рефлексия
|
1 мин.
|
Подводит итог, анализирует карту достижений, выставляет оценки.
|
Сравнивает результат
карты с предполагаемым результатом
|
5
|
Индивидуальное домашнее задание
|
Дает домашнее задание
|
Записывает домашнее задание в дневник (по желанию)
|
Дефис между частями слова в наречиях
Уровень «3»
Задание 1. Прочитайте правило.
Правило 1. Дефис пишется в наречиях с суффиксами –ски, -ьи, -ому, -ему с приставкой по-: по-товарищески, по-немецки, по-волчьи, по-прежнему, по-видимому.
Примечание. Приставка по- пишется слитно:
- в наречиях, образованных от прилагательных с помощью суффиксов –у, -еньку, -онку, например: попросту, попусту, помаленьку, потихоньку.
- с формами сравнительной степени наречий, например: повыше, покрасивее, поглубже.
Правило 2. Дефис пишется в наречиях с суффиксами –ых, -ьих с приставкой во-(в), образованных от порядковых числительных: во-первых, во-вторых, в- третьих.
Правило 3. Дефис пишется в неопределенных наречиях с суффиксами –то, -либо, -нибудь, приставкой кое-(кой-), а также наречия с частицей –таки
Правило 4. Дефис пишется в наречиях:
- образованных повторением слов и основ слов. Например: еле-еле, чуть-чуть, давным-давно, точь-в-точь
- сочетанием синонимических слов. Например: нежданно-негаданно, подобру-поздорову.
Правило 5. Пишется через дефис наречие на-гора (технический термин: наверх, на поверхность земли).
Задание 2. Спишите, раскрывая скобки и выделяя суффиксы.
Красив (по) весеннему, жить (по) новому, говорить (по) французски, хитрить (по) лисьи, сегодня, (по) видимому, будет дождь, пойти (куда) либо, все (таки) найти, (по) просту тратить время, запомнить (крепко) накрепко, (в) пятых, помог (по) дружески, (волею) неволею согласиться, выдать уголь (на) гора, срисовал точь (в) точь, сделать (по) выше, накрапывал чуть (чуть).
Уровень «4»
Задание 1. Спишите, раскрывая скобки. Определите часть речи выделенных слов.
1. (По) утреннему снегу пробежала тень. 2. Воздух был (по) утреннему свежий. 3. Я с трепетом наблюдал, как катится к земле (по)вечернему небу уставшее за день солнышко. Вот оно спряталось за горизонт, и на улице стало (по)вечернему прохладно. 4. Я иду (по)весеннему лесу, любуясь первыми подснежниками. 5.Радуясь солнечным дням, (по)весеннему, ( по) новому поют птицы.
Задание 2. Выпишите из текста словосочетания гл.+нареч. и прил.+нар.
Первая гроза
Я надолго запомнил этот ясный (по) весеннему и теплый (по) летнему день. Кое-где уже появились едва (едва) заметные зеленые листочки. (По) новому выглядел город. (Во) первых, чуть (чуть) дул ветерок, (во) вторых, почти все окна открыты настежь, (в) третьих, солнце светило (по) царски, но не горячо, а ласково, (по)доброму. На дорожках было видимо (невидимо) воробьев, и они (по)прежнему сновали вверх и вниз.
Но неожиданно небо потемнело. Небрежно, неряшливо поползли растрепанные тучи. Сначала мелькнула неяркая молния и разрезала надвое темно (серое) небо. Потом вспугнул птиц сильный раскат грома, как будто где (то) кто (то) вдребезги расколол стеклянную посуду.
И хлынул ливень, точь (в) точь занавес опустился на землю и закрыл все вокруг. Пропал куда (то) город, а по улицам торопливо побежали мутные потоки воды.
Дождь шел долго, а утром вымытый город выглядел (по) праздничному весело. (По А. Иллюминаторской)
Уровень «5»
Задание 1. По данным схемам составьте предложения, используя в них наречия с приставкой по-.
[ _ ͇ ], ( _ ͇ ).
[ _ _ . _ . _ . , _ . _ ._ ͇ ].
[ _ _ . _ . _ ͇ ], а [ _ _ . _ ._ ͇ ]
ие хороших книг — это разговор с самыми лучшими людьми прошедших времен, и притом такой разговор, когда они сообщают нам только лучшие свои мысли.
Ахметгалиева Алсу Рамазановна
МБОУ «Татарская гимназия №17 имени Г. Ибрагимова» г. Казани
alsu1043@yandex.ru