Цели:
получить представление о составном именном сказуемом;
научиться определять способы выражения именной части составного именного сказуемого;
уметь отличать составное именное сказуемое от других видов сказуемых; воспитывать стремление к самостоятельному получению знаний.
Оборудование: карточки-тесты, лист с заданиями, текст
Проект урока
№
|
Этап урока
|
Время
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
ученика
|
1
|
Орг. момент
Постановка цели урока:
получить представление о составном именном сказуемом;
научиться определять способы выражения именной части составного именного сказуемого,
уметь отличать составное именное сказуемое от других видов сказуемых.
|
1 минута
|
Знакомит с темой урока и целью.
|
Ставят себе цель достичь той отметки, которую желают получить за урок.
|
2
|
1) Проверка изученного ранее материала по карточкам-тестам. Варианты разные. Определение составного глагольного сказуемого. Выполнение этого этапа — оценка «3»
2) Самостоятельное изучение теоретического материала. Задание №2. Выполнение этого этапа — оценка «4»
3)Закрепление изученного. Задание №3. Выполнение этого этапа — оценка «5»
4)Дополнительное задание №4 на дополнительную оценку «4» или «5»
|
40 минут
|
Раздает задания, оказывает индивидуальную помощь.
Оказывает индивидуальную помощь
Оказывает индивидуальную помощь
Оказывает индивидуальную помощь
|
Вспоминают теоретический материал, выполняют тесты.
Самостоятельно изучают теоретический материал по образцам, приведённым в задании, делают выводы по теме.
Учатся отличать составное именное сказуемое от других видов сказуемых.
Учатся анализировать текст за короткий промежуток времени, вспоминают пройденный материал, приобретают навыки выполнения тестов ГИА
|
3
|
Рефлексия
|
3 минуты
|
Подводит итог, анализирует таблицу
|
Сравнивают результат таблицы с предполагаемым результатом.
|
4
|
Дифференцированное домашнее задание
|
1 минута
|
Учитель объясняет домашнее задание, заостряя внимание на разном объёме, а значит на разных оценках за него
|
Учащиеся записывают задание
|
Ход урока
- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Тема нашего урока: Составное именное сказуемое
Сегодня на уроке будем работать по карточкам-тестам — этот этап работы будет по вариантам на повторение темы «Составное глагольное сказуемое». За эту работу вы можете получить оценку «3». Затем вы самостоятельно изучите новую тему, выполнив задание №2 на листке заданий и сделав выводы по теме. За эту работу будет оценка «4». Закрепление нового материала будете выполнять по данному вам тексту. На листке заданий это задание №3. Те, кто справится с ним, получит оценку «5». А для самых быстрых есть возможность заработать дополнительную оценку «4» или «5», если они выполнят задание №4. Сейчас на полях тетрадей все поставьте ту оценку, которую хотите получить. А в конце урока мы сравним эти оценки с теми, которые вы заработаете. Итак, чтобы получить оценку «3» вы должны выполнить 1 задание, на «4» — 1, 2 задание, на «5» — 1,2,3 задания, и на дополнительную «4» или «5» -1,2,3,4 задания.
Цель нашего урока получить представление о составном именном сказуемом;
научиться определять способы выражения именной части составного именного сказуемого, уметь отличать составное именное сказуемое от других видов сказуемых.
Листок заданий
Составное именное сказуемое
Постановка цели урока:
получить представление о составном именном сказуемом;
научиться определять способы выражения именной части составного именного сказуемого,
уметь отличать составное именное сказуемое от других видов сказуемых.
№1. Повторение пройденного, закрепление изученного ранее материала.
Выполнить тесты по темам простое и составное глагольное сказуемое.
№2. Новый материал
Даны предложения, в которых выделены жирным шрифтом составные именные сказуемые. Определите, чем могут быть выражены вспомогательные глаголы и именная часть этих составных именных сказуемых:
1)Солнца луч промеж туч был и жгуч и высок. 2)Здесь розы больше кулака.
3)Фиалка казалась тёплой, пальцы ваши … были холодными. 4)И спросил князь Владимир: «Какова же ваша вера?» 5)Ложь, предотвратившая беду, лучше правды, сеющей вражду. 6)Теперь всё было ясно.? 7)Юноша обладал
феноменальной памятью. 8) Идея «Ревизора» была подсказана Гоголю Пушкиным. 9)Эпиграф к пьесе был написан лишь ко второму её изданию.
10) Он был ответом драматурга на негодование публики по поводу изображённого в ней чиновничества. 11) Спортсмен пришёл к финишу первым и смотрел на всех радостно. 12) Солнце уже стояло высоко.
Порядковый номер в этом задании соответствует номеру предложения
Составное именное сказуемое делится на две части:
вспомогательный глагол + именная часть
1) луч был жгуч и высок (прилагат. в кр.ф.)
2) розы есть (нулевая связка) больше кулака (словосочетание)
Далее вставьте на место вопросов выделенные слова из соответствующих им по номеру предложений, разделив на вспомогательные глаголы и именную часть. В скобках вместо вопроса укажите, чем выражена именная часть составного именного сказуемого в каждом предложении.
3) Фиалка казалась ? ( ? )
пальцы были ? ( ? )
4) вера (нулевая связка) какова (местоимение)
5) Ложь ? ? ( ? )
6) ….
Далее так же разобрать все остальные предложения и сделать вывод — письменно, чем может быть выражена именная часть составного именного сказуемого.
№3. Закрепление
Прочитать текст.
Выписать из текста номера предложений, где есть составные именные сказуемые, рядом выписать эти сказуемые, сверху указать, чем выражена именная часть сказуемого.
№4. Выполнить задания ( указать номер правильного ответа)
а) В каком предложении текста наиболее полно отражена основная мысль?
1) 2 2) 12 3) 13 4) 19
б) К какому стилю и типу речи относится текст?
1) художественный стиль; описание
2) публицистический стиль; описание с элементами рассуждения
3) художественный стиль; рассуждение
4) научный стиль; описание с элементами рассуждения
в) Какое из предложений связано с предыдущим при помощи союза, антонима и повтора.
1) 7 2) 11 3) 12 4) 16
г) В каком слове количество звуков и букв совпадает (предложение №8)?
1) исчезают 2) нестройные 3) новые 4) огромные
д) Какое значение имеет слово работа в прочитанном тексте
(предложение №19)?
- занятие, труд, деятельность
- служба, занятие как источник заработка
- производственная деятельность по созданию, обработке чего-нибудь
- качество, способ исполнения
Рефлексия (итог урока)
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Из каких частей состоит составное именное сказуемое?
Чем может быть выражена именная часть составного именного сказуемого?
Пришло время подвести итоги. Надеюсь, своими оценками вы довольны.
А теперь сравните те оценки, которые вы заработали, с теми, которые вы хотели получить, и сделайте для себя выводы, почему не всё вышло так , как вы хотели.
Домашнее задание
Составить по три предложения на каждый вид сказуемого: простое глагольное, составное
глагольное и составное именное сказуемое. Можно больше. Желательно, чтобы получился связный текст, тогда оценка будет выше.
Приложение к уроку.
Задание №1..
Карточка — тест
Вариант 1
2. Написать номер предложения с составным глагольным сказуемым
по образцу - например: 1. -3)
1) Около дверей, под навесом, стояло человек восемь казаков.
2) Мы стали друзьями на всю жизнь.
3) мы продолжали горячо спорить о случившемся.
4) У подъезда вас будут ждать карета и коляска.
3. Написать номер предложения с составным глагольным сказуемым
1) Никто из моих знакомых не намеревается смеяться над вами.
2) Я был озлоблен, он угрюм.
3) Сочувствовать счастью может только весьма благородная и бескорыстная душа.
4) В зале опять послышался смех.
4. Написать номер предложения с составным глагольным сказуемым
1) Вскоре в вагоне начали разносить чай.
2) Иногда вспоминайте обо мне.
3) Элен с Наташей будут ждать вас в гостиной.
4) Душа настоящего человека есть самый сложный музыкальный инструмент.
Задание №1.
Карточка — тест
Вариант 2.
- Написать номер предложения с составным глагольным сказуемым
по образцу - например 1. -3)
-
- Земля покрыта белоснежным ковром.
- Жизнь не должна рассыпаться на мелочи, растворяться в каждодневных заботах.
- Она будет учиться в гимназии.
- Спектакль вышел на славу.
- Написать номер предложения с составным глагольным сказуемым
- Печален будет мой рассказ.
- Каждое поколение имеет свои призывы.
- Здесь по-прежнему продолжают заниматься резьбой по дереву.
- Она слыла чудачкой.
- Написать номер предложения с составным глагольным сказуемым
- Она не хочет уезжать, а хочет остаться здесь.
- Мы будем всё время думать о тебе.
- Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная.
- Альбина была в восторге.
Приложение к уроку.
К заданию №3 и №4.
Текст
1)Я — москвич! 2)Сколь счастлив тот, кто может произнести это слово,
вкладывая в него всего себя.
3)…Минувшее проходит предо мною…
4)Привожу слова пушкинского Пимена, но я его несравненно богаче: на пёстром фоне хорошо знакомого мне прошлого, где уже умирающего, где окончательно исчезнувшего, я вижу растущую не по дням, а по часам новую Москву. 5)Она ширится, стремится вверх и вниз, в неведомую доселе стратосферу и в подземные глубины метро, освещённые электричеством, сверкающие мрамором чудесных зал.
6)…В «гранит одетая» Москва-река окаймлена теперь тенистыми бульварами.
7)Там, где недавно, ещё на моей памяти, были болота, теперь – асфальтированные улицы, прямые, широкие. 8)Исчезают нестройные ряды устарелых домишек, на их месте растут новые, огромные дворцы. 9)Один за другим поднимаются первоклассные заводы. 10)Недавние гнилые окраины уже слились с центром и почти не уступают ему по благоустройству, а ближние деревни становятся участками столицы. 11)В них входят стадионы, где десятки и сотни тысяч представителей здоровой молодёжи развивают свои силы, подготавливают себя к геройским подвигам и во льдах Арктики, и в мёртвой пустыне Кара-Кумов, и на «Крыше мира», и в ледниках Кавказа.
12) Но чтобы создать новую Москву на месте старой, почти тысячу лет строившейся кусочками, где какой удобен для строителей, нужны особые, невиданные доселе силы…
13) Москва уже на пути к тому, чтобы сделаться первым городом мира. 14)Это на наших глазах.
15)… Грядущее проходит предо мною…
16) И минувшее проходит предо мной. 17)Уже теперь во многом оно непонятно для молодёжи, а скоро исчезнет совсем. 18)И чтобы знали жители новой столицы, каких трудов стоило их отцам выстроить новую жизнь на месте старой, они должны узнать, какова была старая Москва, как и какие люди бытовали в ней.
19) И моя работа делает меня молодым и счастливым — меня, прожившего и живущего
На грани двух столетий,
На переломе двух миров.
(Вл. Гиляровский)
Усова Ирина Борисовна
учитель МОУ СОШ № 112 г. Уфа
sch112-69@mail.ru