О проекте Координаторы проекта Расширенный поиск Малокомплектные школы
Вы находитесь: ТИО » Статьи » Предисловие


0
9-03-2012, 10:25, просмотров: 803, Раздел: Статьи    

Тема  «Лексика» в курсе 10 класса – это то поле, где  происходит обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствуются  способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, развиваются умения пользоваться различными лингвистическими словарями, справочниками.

Отрабатываются разные лексические нормы: употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения, выбор из синонимического ряда нужного слова с учетом его значения и стилистических свойств, выбор доминанты  и т. д. Именно через лексику формируются навыки использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни: Потому и возникло желание разработать серию уроков по данной теме  с применением ТИО. При выполнении доминирующих  в некоторых упражнениях присутствуют и орфографические  задания на правила, предусмотренные  в этом разделе лингвистики.

Вводный тест на первом уроке позволит оценить степень усвоения учащимися материала предыдущих лет обучения. Тест достаточно простой, соответствует базовому уровню сложности основной школы. В задания для самостоятельной работы на всех последующих уроках (всего таких уроков 10) включается материал предыдущих уроков. Таким образом, весь повторяемый и частично изучаемый материал по лексике логически выстраивается в стройную систему. На завершающем уроке учащимся также предлагается тест по всему материалу, но соответствующий уровню 10 класса.

Принцип составления тестов тот же, что и при подборе материала для карточек – по основным направлениям учебной темы. По возможности стараюсь использовать на уроках компьютер. Во время работы со всем классом это может быть какая – либо наглядность (иллюстрации, рисунки, фотографии, схемы, таблицы, разные алгоритмы работы и др,). Возможны презентации, что оживляет урок; возможна индивидуальная работа учащихся.

В целях экономии времени работу можно выполнять не в тетради. Для этого на каждого ученика готовится рабочий лист, где прописаны все задания. (см. Приложение )

Оценка работы учащихся зависит от процента выполненных заданий. Задания в некоторых карточках даются в порядке возрастания трудности и сложности. Некоторые упражнения для самостоятельной работы взяты из учебника.

Уровень на «3» – это базовый уровень знаний, определённый образовательным стандартом по предмету. Если ученик успешно дошёл до запланированного стандартом уровня знаний, умений и навыков, то он получает в соответствии с достигнутыми результатами отметки. Если он претендует на более высокий уровень (а это его право), то целесообразно оценивать его исходя из более высоких требований. Задания данного уровня предполагают овладение материалом на уровне воспроизведения . Сюда же должен входить инструктаж, как учить, на что обратить внимание, какой сделать вывод. Задания этого уровня должны уметь выполнять все учащиеся. Для этого можно использовать карточкиинформаторы, которые, кроме вопроса или заданий, содержат материал, помогающий ответить на вопросы.

Выполнение заданий более высокого уровня поднимает учащихся на ступень осознанного, творческого применения знаний. Это предусматривает свободное владение фактическим материалом, приёмами учебной работы и умственных действий.

Учащийся решает проблему, опираясь на полученные в школе знания, осваивает сведения, углубляющие материал, ищет логическое его обоснование, творчески применяет на практике. При этом необходима дополнительная самостоятельная работа.

Естественно, учеником должные быть выполнены все предыдущие задания. Домашнее задание – на усмотрение учителя и желание учащихся.

Эпиграф ко всей теме.

Не забывай на праведном пути
То, что старик Марк Твен сказал когда – то:
Ты должен слово нужное найти,
А не его троюродного брата.
( А. Гитович)

Образец _________________________________________________ПРИЛОЖЕНИЕ

Рабочий лист.
Фамилия, имя ___________________________________

Ожидаемая оценка___
Фактически____

«3»

 «4»

«5»

№ задания

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

выполнение

 +

 

 

 

 

 

 

 

1. Запишите данные ниже синонимы в два столбика. К каким словарям можно обратиться для справок?
Шествовать, идти; решиться, дерзнуть; отчизна, родина; иностранный, иноземный; битва, сеча; жадный, алчный; сжечь, предать огню; архитектура. , зодчество;
зодчий, архитектор

2. Какое слово каждого синонимического ряда может быть выбрано в качестве
доминанты? Ответьте письменно. Проверьте по словарю.
Ум, рассудок, разум, мудрость, интеллект; великий, известный, славный, знаменитый; предрекать, пророчить, прорицать, предвещать, предсказывать.

3. Подберите к данным словам синонимы. Проверьте по словарю, все ли возможные синонимы вы записали. Назовите общее значение слов – синонимов каждого ряда, укажите различия в их значении
Спокойный, фантазия, танцевать, страна, усердие, судьба, учитель.

4. Объясните значение иноязычных слов при помощи синонимов. Каждое ли иноязычное слово можно заменить одним русским?
Амбиция, адвокат, аргумент, пакт, комфорт, отель, фортуна.

5. В каких предложениях есть синонимы? Подчеркните.
Голос звучал робко, несмело. Река не глубокая, а мелкая.
Было светло, стало темно. У Ули не глаза, а очи.
Сказки учат различать добро и зло. Миру мир!
Крепкий организм выдержит крепкий мороз. Ягоды не кислые, а сладкие.
Недруг поддакивает, а друг спорит. Осень в шубу жёлтую одета.
Он стал победителем, чемпионом. Умей видеть великое в малом.
Лоб раньше называли челом.
Топи печь, будем печь пироги.

6. Синонимы
а) Среди данных слов найдите и выпишите лексические синонимы.
Отлично, пятёрка, пятак; она плохо себя чувствует, ей нездоровится, она больна; лодка, ботик, яхта, катер, ялик.
б) Найдите и выпишите стилистические синонимы.
Лицо, лик, физиономия, мордашка; красный, багряный, багровый, пурпурный; недалеко от школы, возле школы, около школы.
в) Найдите и выпишите синтаксические синонимы.
Удовлетворительно, тройка, трояк; дом, здание, изба; начать работу, приступить

7. Одной из характерных особенностей русской народной речи является частое дублирование синонимов, например, учить уму – разуму. Вспомните и запишите подобные обороты.
(для учителя: цел и невредим, нежданно – негаданно, судить – рядить, пути – дороги, правда – истина, тоска – печаль, тоска – кручина, вкривь и вкось, любо – дорого, ворожит – колдует,
ждёт – пождёт, расходилась - разгулялась и др.).

8. Замените глагол жить более точными синонимами.

Человек не может жить без пищи. Так и остался он бобылём жить. Старик и доныне живёт. Лесник жил только тем, что добывал охотой. Лоси живут в лесах Европы, Азии и Северной Америки. Мы с приятелем вдвоём замечательно живём.

 

Кошелева Евдокия Павловна
МАОУ «Чердынская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»
Кушмангортский УКП

Подписаться на рассылку новостей Добавил: urokitio
Другие новости по теме:
Оставлено комментариев: 0
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.