О проекте Координаторы проекта Малокомплектные школы
Вы находитесь: ТИО » 3 класс » Окружающий мир » Твои родные и твоя Родина в потоке времени » Память о прошлом


А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов, Е. В. Сизова, С. В.Тырин УМК «Школа 2100»
Цели урока:
- подчеркнуть значение изучения прошлого, указать роль науки истории в жизни общества и значение изучения истории для конкретного человека.
- сформировать у детей представления об исторических источниках;
- развивать умение элементарного анализа источников истории;
- воспитывать бережное отношение к памятникам старины.
- развивать организационные обще учебные умения, в том числе умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки

Проект урока:

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Организационный момент. Целеполагание

1 мин

Создает благоприятную атмосферу.
Настраивает на положительные эмоции.

Ставят перед собой цель: достичь той оценки, какую желают получить

2.Проверка домашней работы

1 мин

Проводит фронтальный опрос.

Отвечают на вопросы учителя.

3. Актуализация знаний. Введение в новую тему

6 мин

Задает вопросы. Комментирует слайды презентации

Отвечают на вопросы учителя. Знакомятся с историей возникновения памятника «Тысячелетие России»

4.Самостоятельная работа

25 мин

Раздает карточки, консультирует учащихся, проверяет задания, оказывает индивидуальную помощь         

Выполняют индивидуальные задания по карточкам, отмечают свои достижения на «карте успеха»

5. Семинар

5 мин

Выявляет у учащихся понимание темы урока с помощью вопросов

Отвечают на вопросы учителя.

6.Рефлексия. Подведение итога

2 мин

Подводит итоги, анализирует таблицу

Оценивают свои собственные достижения, сравнивают результат таблицы с предполагаемым результатом

Стенограмма:

1. Организационный момент. Целеполагание
Порядок на столе,
Порядок в голове.
Как всегда мы снова
Начать урок готовы.
- Какую оценку вы хотите получить за урок?
- Поставьте ее на листочке в правом углу.

2. Проверка домашней работы
- Назовите одним словом.
Промежуток времени в сто лет (век)
Механизм управления обществом в какой-либо стране (государство)
Место, где человек родился и вырос. Это город, село, а также страна, гражданином которой он является (Родина)
Все люди, живущие в одной стране и связанные друг с другом (общество)
Обязательные для всех правила поведения людей в обществе, установленные государством (законы)

3. Актуализация знаний. Введение в новую тему
- Ребята, вы помните, что происходило с вами вчера, год назад, пять лет назад? Вы можете друг другу об этом рассказать?
- А кто нам может рассказать о том, что происходило 20 лет назад, 50 лет? — Можем ли мы сказать, что вокруг нас живут люди, которые видели и помнят события пяти-, пятидесятилетней давности?
- Значит, о недалеком прошлом могут рассказать свидетели событий.
- А теперь я хочу показать вам изображение удивительного памятника , который стоит в старинном русском городе Новгороде. (презентация)
- Когда мы входим в древний Новгородский кремль, первое, что мы видим на его территории — это великолепное и сложное скульптурное сооружение Михаила Осиповича Микешина — памятник "Тысячелетие России»
<слайд 2>
Открытие памятника состоялось  — 21 сентября, 1862 года, в присутствии Императора Александра II.
<слайд 3>
Общая высота памятника около 15 м. Всего на памятнике 129 скульптурных фигур.
<слайд 4>
По общим очертаниям памятник напоминает колокол. Верхняя его часть представляет собою шар, диаметр шара-державы — 4 м, вес — 400 пудов. Высота креста на шаре -3 м.
Коленопреклоненная женщина олицетворяет Россию, а осеняющий ее ангел с крестом -
православную церковь.
<слайд 5>
Вокруг шара шесть скульптурных групп, отражающих шесть главных эпох в истории России.
Первая группа включает фигуру легендарного Рюрика и языческого бога Перуна.
Вторая группа изображает "введение христианства": здесь представлен киевский князь Владимир, женщина, протягивающая ему ребенка, и славянин, низвергающий языческого идола.
<слайд 6>
Третья группа, изображает начало освобождения Руси от «татарского ига", она состоит из князя Дмитрия Донского, попирающего побежденного татарина.
<слайд 7>
В четвертой группе, олицетворяющей "основание самодержавия", представлен великий князь Иван III, принимающий от побежденного татарина знак власти — бунчук.
Тема пятой скульптурной группы — "начало династии Романовых".
Высота гранитного пьедестала — 6 м.
<слайд 8>
Шестая группа, которая изображает "основание Российской империи", включает Петра I и крылатого ангела, указывающего ему путь на север, где была основана новая столица».
<слайд 9>

 - На горельефе изображены выдающиеся деятели России. Они объединены в четыре группы — "Просветители народа", "Государственные люди", "Военные люди и герои", "Писатели и художники". Здесь мы видим: Александра Невского, Дмитрия Донского, Ивана III, Козьму Минина, Дмитрия Пожарского, Петра I, А. В. Суворова, М. И. Кутузова, Ломоносова, И. А. Крылова, В. А. Жуковского, А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, М. И. Глинку и многих других .
<слайд 10>
Но в числе коронованных особ напрасно было бы искать Ивана Грозного. Его скульптурное изображение не включили в композицию памятника за его жестокое, «кровавое» правление.
- Живу ли сейчас на земле люди, которые своими глазами видели, что происходило 1000 лет назад?
- Откуда люди узнают о далеком прошлом, если живых свидетелей тех времен уже не осталось?
- Ответ вы будете искать в учебнике на стр.22-25, используйте дополнительный материал.

4. Самостоятельная работа
Часть А.
1) Кто исследует древности?
* Зоолог
*Археолог
* Геолог
*Астроном
2) Что может быть орудием археолога?
* Копьё, меч, стелы
* Водомёт, ледоруб, отбойный молоток
* Скребок, кисточка, щётка
3) Какими могут быть исторические источники?
* Только вещественными
* Только письменные
* Вещественные, письменные, устные
4) Что такое история?
* Наука о живых организмах
* Наука о прошлом
* Наука о земной поверхности
5) Кто восстанавливает старинные предметы?
* Археологи
* Нумизматы
* Реставраторы
Гимнастика для глаз
Часть В.
1.Что называют «историческими источниками»?
_________________________________________
2. Где можно встретить «исторические источники»?
_________________________________________

3. На какие три группы можно разделить «исторические источники»?
_________________________________________

Часть С.
- Чему учит история?
_________________________________________
5. Семинар
6. Рефлексия. Подведение итога

Оценивание по карте успеха
Дополнительный материал.

На одной улице большого города стоял самый обыкновенный дом. В этом доме была самая обыкновенная квартира. А в этой квартире жил совершенно необыкновенный человек. Он был историком и путешествовал в прошлое.
Путешествовать в прошлое нелегко.
Каждая страна имеет свои особенности, которые необходимо знать. Менялись одежда, посуда, жилище, привычки, мода, обычаи.
Много следов своей деятельности оставляет на земле человек.
Старые камни с надписями, пожелтевшие листы бумаги с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, разбитые черепки посуды и много других замечательных вещей издревле находил в земле человек. Но находки надо заставить заговорить. Тогда на помощь приходят археологи, нумизматики, этнографы….

Кто ж нашел следы столетий?
Кто в историю влюблен?
Кто сложил в витрины эти
Драгоценности времен?
Это опытные руки
Археологов страны.
Мы ревнителям науки
Благодарны быть должны

Чтобы не запутаться в раскопе, его поверхность делят на квадраты 10х10 метров. Такие же квадраты, только в сантиметрах, наносят на бумагу. Это делается для того, чтобы все найденные вещи были тщательно зарисованы. Когда надо вынимать большое количество земли, используют технику, но как только доходят до находок — здесь в работу вступают лопата, нож, совок и даже кисточка.
Найденные археологами на раскопках вещи затем попадают в руки к реставраторам. Они соберут из груды черепков вазу, кувшин, очистят монету, восстановят развалившийся доспех.
Монеты, найденные в древних кладах , попадут на стол к нумизматам. Нумизматы — это люди, которые изучают старые монеты, разбирают надписи на них.
Сколько интересного и полезного мы узнаем, перебирая старинные вещи!
Надо бережно относиться к памятникам прошлого, потому что это наша память.
Каждая мелочь — это драгоценность, которая раскроет перед нами свои тайны……

Скачать презентацию к уроку rodina.zip [1.26 Mb]

Ставилэ Светлана Александровна
МБОУ Лицей № 68, г.Уфа
svetlana.stavile@mail.ru

Другие новости по теме: