О проекте Координаторы проекта Малокомплектные школы
Вы находитесь: ТИО » История » класс 6 » Культура Западной Европы в XI-XVI вв. » Средневековая литература и искусство


Цели:
1. Продолжать знакомство учащихся с известными произведениями средневековой литературы и архитектуры.
2. Продолжить формирование умения анализировать различные виды художественных произведений, сравнивать. делать самостоятельные выводы.
Тип урока:
Изучение нового материала.
УМКК: учебник История средних веков 6 класс. Е. В. Агибалова, Г. М. Донской. Рабочая тетрадь к учебнику.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Время

1. Организационный момент. Целеполагание

Сообщение темы и цели урока

Ставят перед собой цель ответить на все вопросы и достичь желаемой оценки

1 мин.

2. Письменные ответы на вопросы

Раздает вопросы, индивидуально помогает, проверяет

Ученики самостоятельно с учебником отвечают на вопросы

23 мин.

3. Обсуждение

Организует обсуждение по вопросам

Устно отвечают по вопросам

15 мин

4. Домашнее задание

Сообщает домашнее задание Параграфы 40-41, в рабочей тетради к П. 28
№ 1, 2, 4, 5

Записывают домашнее задание в дневник

1 мин.

Средневековая литература и искусство
Часть А
1. Как называется героическое народное сказание? (с. 197, сноска)
2. Самое знаменитое произведение французского эпоса? (с. 197)
3. Самое знаменитое произведение немецкого эпоса? (с. 197)
4. Как называли поэтов-певцов на юге Франции, воспевавших поклонение Прекрасной даме и любовь к ней? (с. 198)
5. Как называли школяров, кочевавших из школы в школу в поисках лучших преподавателей и слагавших песни о своей жизни? (с. 200)
6. Кого считали последним, самым великим поэтом средневековья? (с. 201)
7. Назовите его самое знаменитое произведение?  О чем рассказывается в нем? (с. 202)
8. Какой архитектурный стиль был популярен в Европе в XI-XII вв.? (с. 203)
9. Какой архитектурный стиль стал популярным в XII-XV вв.? (с.204)
10. Как называется картина или узор из кусков прозрачного цветного стекла, скрепленных изогнутыми свинцовыми ободками? (с. 207)

Часть В
1. Что характерно для романского стиля? Укажите три верных ответа из шести предложенных.
а) окна, похожие на бойницы   б) приземистость и грубоватость  в) стрельчатые окна  
г) массивные стены   д) устремленность вверх   е) легкость и воздушность ( с. 203-204)
2. Что характерно для готического стиля? Укажите три верных ответа из шести предложенных.
а) отсутствие окон   б) массивные стены   в) полукруглые арки   г) устремленность вверх
д) высокие стрельчатые шпили   е) легкость и воздушность
3. Прочитав текст учебника (с. 203-204) определите, в каком архитектурном стиле построен Собор в Реймсе? (фотография с. 204)
4. В каком стиле построена Церковь в Лаахском монастыре? (фотография с. 204)

Часть С
1. Как в средние века называли поэтов, писавших подобные стихи?
Боярышник в саду листвой поник,
Где с дамой рыцарь ловит каждый миг:
Вот-вот рожка раздастся первый клик!
(Увы, рассвет, ты слишком поспешил.)

- Ах, если б ночь господь навеки дал,
И милый мой меня не покидал,
И страж забыл свой утренний сигнал…
(Увы, рассвет, ты слишком поспешил.)

Как сладко мне с дыханьем ветерка,
Струящимся сюда издалека,
Услышать голос милого дружка!
(Увы, рассвет, ты слишком поспешил.)

Красавица прелестна и мила.
Ей все глядят вослед, забыв дела,
И в ней любовь так нежно расцвела.
(Увы, рассвет, ты слишком поспешил.)

2. Как в средние века называли поэтов, писавших подобные стихи?
Во французской стороне,
На чужой планете
Предстоит учиться мне
В университете.
До  чего тоскую я –
Не сказать словами.
Плачьте, милые друзья
Горькими слезами.
На прощание пожмем
Мы друг другу руки
И покинет отчий дом
Мученик науки.

Вот стою, держу весло,
Через  миг отчалю.
Сердце бедное свело
Скорбью и печалью.

Тихо плещется вода,
Голубая лента.
Вспоминайте иногда
Вашего студента.

Много зим и много лет
Прожили мы вместе,
Сохранив святой обет
Верности и чести.
Ну, так будьте же всегда
Живы и здоровы!
Верю, день придет, когда
Свидимся мы снова.
Всех вас вместе соберу,
Если на чужбине
Я, случайно, не помру
От своей латыни.

Если не сведут с ума
Римляне и греки,
Сочинившие тома
Для библиотеки.
Если те профессора,
Что студентов учат,
Горемыку школяра
Насмерть не замучат,
Если насмерть не упьюсь
На хмельной пирушке,
Обязательно вернусь
К вам, друзья, подружки!

Дополнительный материал к уроку «Первый крестовый поход»

I. В 1071 г. турки-сельджуки, захватив почти всю Малую Азию, стали хозяевами Иерусалима –
священного города христиан. Для христианской Европы это было страшное известие. Турок-мусульман европейцы считали не только «недочеловеками» — хуже! — приспешниками дьявола. Святая земля, где родился, жил и принял мученическую смерть Христос, оказалась теперь недосягаемой для паломников, а ведь благочестивое путешествие к святым местам было не только похвальным делом, но могло стать искуплением грехов для любого. Вскоре стали приходить слухи о злодействах, творимых «проклятыми нехристями», о зверских муках, которым они якобы подвергают несчастных христиан. Христианин-европеец с ненавистью обращал свой взор на Восток. Но беды пришли на земли самой Европы.
Конец XI в. стал тяжелейшим временем для европейцев: то чума, то землетрясение. Семь лет подряд суровые зимы сменялись летней засухой, после которой случались наводнения, неурожай порождал голод. Вымирали целые деревни, люди занимались людоедством. Но ни голод, ни болезни не освобождали крестьян от выполнения феодальных повинностей. Ведь и в голодные годы с них требовали десятину в пользу церкви, оброк в пользу феодала и налоги в пользу короля. Желая избавиться от тяжелых условий жизни, крестьяне стремились уйти и искать счастья на чужбине, бросая свою хижину и убогое хозяйство.
Часть А
1. Какой город, священный для христиан, стал целью крестовых походов? (см. доп. материал)
2. От кого его нужно было освобождать? (см. доп. материалы))
3. В каком веке начались крестовые походы? (см. там же)
4. Кто призвал европейцев в крестовый поход? (с. 112 и  116 учебника).
5. Что обещал папа Урбан II всем участникам крестовых походов? (учебник с. 112)
6. Кто из европейцев раньше всех двинулся к Иерусалиму? (с. 113)
7. Удалось ли им освободить его? (с. 114-115)
8. Кто двинулся на Восток осенью 1096 г.? (с. 115)
9. Что случилось в 1099 г.? (с. 115)
10. Что сделали крестоносцы с жителями Иерусалима? (с. 115)

Часть В
1.Почему крестовые походы начались именно в XI в.? Назовите как минимум 2 причины (см. доп. материалы)
2. Перечислите не менее четырех групп населения, принявших участие в крестовых походах?
(с. 112-113)
3. Какая цель, кроме желания получить отпущение грехов, объединяла всех участников походов? (с. 112-113)

Часть С
1. Участники Первого крестового похода двигались от Константинополя до Иерусалима
3 года. Если рассчитать расстояние и среднюю скорость, то этот поход должен был занять около
40 дней. Почему же крестоносцы потратили столько времени? ( с. 115)
2. Как вели себя крестоносцы в захваченном Иерусалиме? Согласуется ли их поведение с одной из заповедей Божьих — «не убий»? Как вы думаете, как крестоносцы объясняли подобное поведение?
3. Оцените поведение крестоносцев с точки зрения человека XXI века.

Кутлиярова Марина Витальевна
МБОУ Лицей № 52
MarinaVitaly7@Gmail.com

Другие новости по теме: