Автор учебника С. И. Львова и В.В. Львов «Русский язык. 5 класс».
Цели:
- Повторить морфологические признаки имен существительных (род, число, падеж).
- Обучить правильному употреблению в речи тех существительных, при определении рода которых нарушаются нормы литературного языка.
- Воспитать чувство ответственности за соблюдением норм, правил русского языка.
№
|
Этапы урока
|
Время
|
Деятельность учителя
|
Деятельность
ученика
|
1.
|
Оргмомент
Целеполагание
|
2 мин.
|
Знакомит с темой и целью урока
|
Ставят цель активно работать на уроке, достичь той оценки, которую хотят получить
|
2.
|
Актуализация знаний
|
3 мин.
|
Направляет
|
Читают теоретический материал.
|
3.
|
Самостоятельная работа по теме урока
|
30 мин.
|
Помогает, направляет, проверяет.
|
Выполняют задания в тетрадях
|
4.
|
Рефлексия
|
3 мин.
|
Подводит итоги, анализирует карту достижений, выставляет оценки
|
Сравнивают предполагаемые результаты с полученными
|
5.
|
Домашнее задание
|
2 мин.
|
Дает домашнее задание
|
Записывают задание, берут домой карточки по желанию
|
Стенограмма урока: Сегодня мы с вами повторим тему: «Род имен существительных». На карточках, которые лежат у вас на столе, поставьте оценку, которую бы вы хотели получить на сегодняшнем уроке .
Открываем тетради, записываем число, классная работа, словарь, затем мы вспомним теоретический материал, после этого вы приступаете к выполнению заданий в рабочей тетради по карточкам.
Чтобы получить тройку, вам достаточно выполнить задание 1, на четверку 2, на пятерку задание 3.
Задание 1 (на «3»): Определи род существительных, допиши окончания прилагательных.
Известн… имя, знаком… фамилия, интересн… предание, поразительн… деталь, роскошн… вестибюль, отличн… рояль, высок… рожь, тяжел… багаж, ярк… фланель, кожан… туфля, красив… тюль, чёрн кофе.
Задание 2 (на «4»): Реши данные «уравнения». Подбери вместо х однокоренное существительное женского рода (подобно словам первого столбика). Укажи суффикс, образующий новое слово. В каком случае «уравнение» решить нельзя?
Пианист : пианистка = солист :х х = ………………..
Грек : гречанка = турок : х х =…………………
Купец : купчиха = пловец : х х =…………………
Артист : артистка = машинист : х х = …………………
Какие из перечисленных имен существительных имеют форму грамматического женского рода, но не обозначают лиц женского пола?
Венгерка, японка, китайка, итальянка, вьетнамка, корейка, индейка.
Спиши Задание 3 (на «5»): Спиши текст, вставь пропущенные буквы, выдели части слова, в которых они находятся. Внимательно прочитай вопросительное предложение. Продолжи текст, попробовав ответить на заданный вопрос.
На Стрелке Васильевск… острова стоят две знаменитые Ростральные колонны. У подножия кажд…й из них на ступенчат… цоколе гигантс… (высотой 5 метров) статуи старика и женщины. Четыре аллегорические фигуры как бы представляют четыре реки России: Волгу, Днепр, Неву и Волхов. Почему Волгу и Неву изображает статуя женщины, а Днепр и Волхов — статуя старика? Ведь в самих реках Волг… и Нев… нет ничего «женского», как и в Днепр… и Волхов… — ничего «мужского». Дело здесь, очевидно, не в этом, а в самих названиях.
Аллегорический – иносказательный.
Домашнее задание: Почему финское название рыбы наваг в русском языке переоформилось в навага, а голландское слово хавен превратилось в гавань? Какие русские слова повлияли на иноязычные?
Прочитай текст. Ответь на вопрос: почему женщина-армянка не поняла спорящих?
Удивительный спор.
Как-то совершенно случайно мне пришлось присутствовать при весьма забавном и вместе с тем поучительном споре.
За обеденным столом небольшого кавказского ресторана сидели три уже немолодые женщины — русская, немка и армянка. Они спокойно ели борщ. Внезапно на пол со звоном упала большая суповая ложка.
- Ага! — проговорила русская женщина, вспомнив смешную старинную примету. — Какая-то дама собралась к нам в гости. Ложка упала!
- Почему «дама»? — удивилась немка. — Ложка — «дер лёффель»! Ложка — мужского рода. Должен какой-нибудь мужчина прийти...
Русская возмутилась: — Ну вот еще! Это если бы ножик упал, тогда это значило бы мужчину. Ножик — мужского рода...
- Ха-ха-ха!. — засмеялась немка. — Ножик мужского рода? Да ведь если ножик упадет, это ничего не значит. Он — «дас мессэр» — рода среднего.
Армянка сидела молча и с недоумением смотрела то на ту, то на другую из спорящих. Наконец она наклонилась ко мне.
- Простите, — шепнула она, — но я ничего не понимаю... Я вижу, тут какое-то забавное суеверие. Но на чем оно основано? Почему «ножик» может чем-то напоминать мужчину или ложка женщину? Мне это непонятно.
Шалагинова Татьяна Антоновна
МАОУ «Гимназия «Новоскул» г. Великий Новгород
shaltatiana@mail.ru