О проекте Координаторы проекта Малокомплектные школы
Вы находитесь: ТИО » Русский язык » 8 класс » Однородные члены предложения » Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них


Автор учебника С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков
Цели урока:
- расширить представление об обобщающих словах; выработать навык узнавания их в тексте;
- продолжить формирование пунктуационного навыка;
- повышать мотивацию к обучению через различные виды самостоятельной работы;
- развивать навыки аккуратности в работе, самодисциплины;
- воспитывать чувства ответственности за результаты своего труда.

Проект урока.

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

1 мин.

Сообщает о целях и задачах урока.

Ставят перед собой задачу достичь определенного результата.

Самостоятельная работа:
а) работа по карточкам;
б) изучение нового материала.

40 мин.

Предлагает работу по карточкам, в случае затруднения консультирует учащихся, проверяет работы.

Выполняют задания по карточкам, попутно изучают самостоятельно новый материал по учебнику С.Г.Бархударова на с.143,параграфа №28

Рефлексия. Подведение итогов. Выставление оценок.

2 мин.

Подводит итоги. Объявляет и комментирует результаты.

Выставляют оценки, сравнивают с планируемой оценкой.

Домашнее задание.

2 мин.

Выучить материал на с.143. По желанию берут карточки.

Записывают домашнее задание.

Ход урока.
1. Организационный момент.
- Сегодня на уроке вы выполните задания по карточкам, новый материал по этой теме находится на с.142 — 143 учебника , параграф №28. При однородных членах могут быть обобщающие слова, которые являются теми же членами предложения, что и однородные и отвечают на тот же самый вопрос.. Каждый для себя определяет, какого результата он хотел бы добиться на уроке. На полях тетради поставьте оценку, которую хотели бы заработать сегодня. Сосредоточьтесь, внимательно читайте задания карточек, в случае затруднения обращайтесь к учебнику или учителю. Результаты фиксируйте в карте успеха.
- Желаю успеха!

2. Самостоятельная работа.
Выполнение заданий по карточкам, изучение нового материала по учебнику самостоятельно.

3. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
- Что показалось интересным, запоминающимся на уроке? Какие задания были трудными?

4. Домашнее задание.
- Выучить материал, по желанию работа по карточкам.
Приложение.
Уровень «3».
Карточка 1. Прочитайте примеры , сделайте выводы и ответьте на вопросы:
- обобщающее слово отвечает на то же вопрос , что и однородные члены, или на другой?;
- составьте схемы предложений с обобщающим словом, стоящим перед однородными членами и после них.
1) И блещет все в торжественном покое:
Лазурь небес, и море голубое …
2) И гам лесной, и шум нагорный –
Всё вторит весело громам.
(Ф. Тютчев)
Карточка 2. К данным рядам слов подберите обобщающее слово или словосочетание и запишите их в таком порядке: а) с обобщающим словом; б) с обобщающим словосочетанием.
Образец: а) брат, сестра, отец, дядя (родственники) ; б) скрипка, гобой, кларнет, рояль (музыкальные инструменты).
1) Лев, гепард, тигр, леопард, гиена. 2) Кукла, мяч, зайчик, Буратино. 3) Капуста, лук, репа, картофель, свёкла, редиска. 4) Сосна, ель, пихта, кедр. 5) Баскетбол, волейбол, бадминтон. 6) Подлежащее, сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство.
Карточка 3. Сделать синтаксический разбор предложения. Составить схему.
Все жители посёлка: мужчины и женщины, старики и дети — вышли встречать пароход.
Карточка 4. Сделать синтаксический разбор предложения, составить схему.
В Сибири, на Дальнем Востоке, в Средней Азии — всюду растут новые города.
Уровень «4».
Карточка 5. Вместо точек вставьте обобщающие слова, данные в скобках; измените, где надо, окончания и расставьте знаки препинания.
1) Из (за) тумана не было видно … ни впереди идущего буксира ни берега (ничего). 2) Я побывал … в музеях и театрах в картинной галерее и на сельскохозяйственной выставке (всюду). 3) … комната смеха карусель качели привлекают посетителей парка культуры (разные аттракционы).
Карточка 6. Выписать предложение , в котором обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения, расставить знаки препинания, составить схему.
1. Ничто не выдавало движения реки ни шорох воды, омывающей камни и береговую глину, ни запах рыбной и травяной влаги. 2. На полу на занавесках на диване везде солнечный снежный свет.
Карточка 7. Выписать предложение, в котором обобщающее слово стоит после однородных членов предложения, расставить знаки препинания, составить схему.
1. Почти везде на суше в океане в атмосфере и даже в вечных льдах обитают живые существа. 2. Опушка утро косогоры речная гладь тропинка смех и тишина и наши взоры всё это первый , ранний снег.
Карточка 8.Выписать предложение, в котором надо поставить двоеточие и тире, расставить знаки препинания, составить схему.
1. От зноя всё стало жёлтым и небо и поле и воздух. 2. Всё это цветы блески звуки и запахи давило на глаза.
Уровень «5».
Карточка 9. Попробуйте изобразить графически все ряды однородных членов в публицистической статье Л. Леонова.
Приспело время всенародно посчитать, сколько же сыплется у нас сквозь пальцы всякого дефицитного добра. Оно рассеивается пеплом и удушливой гарью, лигнином и опилками спускается в подвернувшуюся речушку, бездельно сорится на нижних складах и разделочных эстакадах, в дюжину рядов устилает топляком русла знаменитых водных магистралей, сгнивает под железнодорожной насыпью и по берегам сплавных рек, рано мелеющих ныне путей и, наконец, просто бесхозным плавником утекает в иноземные моря, где предприимчивый скандинав, дивясь причудам необъяснимого нашего переизбытка, строит из него уютные и ладные посёлки.
Карточка 10. Напишите изложение — миниатюру, используя предложения с однородными членами.
Море.
Море! Кажется всё, что я люблю, вмещается в это слово. Оно широкое — широкое, глубокое — глубокое. Я стою на обрыве, ветер лохматит мои волосы, надувает платье, и оно становится похожим на парус.
Я побывала во многих местах, видела и сказочную корону северного сияния, и безмолвную, кажущуюся безжизненной, но полную тайного движения пустыню. Видела леса, занимающие огромные пространства, красавицу степь, состоящую из шелеста и манящего аромата цветов. Я видела и белые до боли в глазах льды , и топкие болота…
Это прекрасно, но больше всего я люблю море.

Кирсяева Ирина Викторовна
МОУ Берёзовостарицкая ООШ. Пермский край Красновишерский район п. Берёзовая Старица
berez-star@mail.ru

Другие новости по теме: