О проекте Координаторы проекта Малокомплектные школы
Вы находитесь: ТИО » Русский язык » 8 класс » Словосочетание » Связь слов в словосочетании


М. Т. Бархударов, С. Е. Крючков

Цели урока:

- научить определять способы связи в словосочетаниях, конструировать их;

- закрепить понятия о строении и значении словосочетаний;

- развивать навыки самостоятельной работы;

- воспитывать внимательное отношение к слову.

Проект урока.

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.

Организационный момент. Сообщение целей урока.

1 мин.

Сообщает о целях и задачах урока.

Ставят перед собой задачу достичь определенного результата.

2.

Самостоятельная работа:
а) работа по карточкам;
б) изучение нового материала.

40 мин.

Проверяет работы, консультирует в случае затруднения.

Выполняют задания по карточкам, попутно изучают самостоятельно новый материал по учебнику С.Б.Бархударова с.32, параграф №7, с.33 упр.70.

3.

Рефлексия. Подведение итогов. Выставление оценок.

2 мин.

Объявляет и комментирует результаты.

Выставляют оценки.

4.

Домашнее задание.

2 мин.

Выучить материал на с.32, записать в словарь-справочник, карточки.

Записывают домашнее задание.

Ход урока.
1. Организационный момент.
- Сегодня на уроке вы выполните задания по карточкам, по необходимости обратитесь к учебнику на странице 32.На уроке познакомитесь со способами связи в словосочетаниях, сегодняшний урок считаю подготовкой к ГИА, т.к. такое задание включено в КИМы. Каждый для себя определяет, какого результата он хотел бы добиться на уроке. На полях тетради поставьте оценку, которую хотели бы заработать сегодня. Сосредоточьбтесь, внимательно читайте задания карточек, в случае затруднения обращайтесь к учебнику или учителю. Результаты фиксируйте в карте успеха.
- Желаю успеха!

2. Самостоятельная работа.
Выполнение заданий по карточкам, изучение нового материала по учебнику самостоятельно.

3. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
- Что показалось интересным, запоминающимся на уроке? Какие задания были трудными?

4. Домашнее задание.
- Выучить материал в учебнике. Таблицу-схему упр.70 записать в словарь-справочник.

Приложение.
Уровень «3».
Карточка 1. Словарная работа. Объяснить правописание слов в словосочетаниях. Определить главное слово и строение словосочетаний.
Образец: Социологический эксперимент (прил.+ сущ.)
Диску(с,сс)ионная гру(п,пп )а, с..кономить на пон(?)чик, пон(?)чик с печ..нкой, теоретические и(с,сс)ледования, небез..нтересная пье(с,сс)а, ра..четливый р.стовщик.

Карточка 2. Укажите, какой частью речи является зависимое слово, и назовите способ связи слов в словосочетаниях. Сделайте вывод, какие части речи могут употребляться в качестве зависимых слов при согласовании, управлении, примыкании.
Образец: Верный друг-у верного друга. Зависимое слово — прилаг., связь — согласование.
Туристический поход-в туристическом походе, первая группа-первую группу, наш коллектив-нашему коллективу; развивать способности, возвратиться из похода-возвратиться домой, уехать в отпуск, уехать лечиться, беседовать с друзьями.
 
Уровень «4».
Карточка 3. Работа по таблице с текстом(выбрать словосочетания на разные виды связи)

Словосочетание

Строение

Связь

Таинственный гром

Прилаг.+ сущ.

согласование

Поила дождём

Глаг.+ сущ.

управление

Облегала недавно

Глаг.+нареч.

примыкание

Божественная осень! Всё горит золотом. Берёзы нежно и сильно желтеют днём. Осины обтрясли почти все свои красноватые листочки. Могучая старая ель от нижних развалистых лап до островершка была усыпана красивыми, неведомыми в наших местах птичками. Виной тому закатное солнце , упершееся в ель своими медными лучами. Это оно расцветило воробьёв, перелетевших на ель с кормушки.

Карточка 4.Игра «Четвёртое лишнее».Определите тип связи в словосочетании.
1) Галстук из шёлка, ковёр из шерсти, друг из Москвы, кувшин из глины.
2) Письмо из Болгарии, мальчик из города, лес из Сибири, варенье из клубники.

Уровень «5».
Карточка 5. Измените словосочетания, чтобы изменился способ связи.
Образец: настоящая дружба (согл.)- дружить по-настоящему (примыкание).
Согласование в управление: каменный дом, отцовская шапка, лисьи повадки, улыбающийся ребенок.
Управление в примыкание: отзываться с восторгом, сделать с умыслом, посоветовать брату, встретить друга.
Управление в согласование: время после обеда, туман перед рассветом, разбить вазу, лучи солнца, лай собаки.
Согласование в примыкание: серьезный разговор, радушная встреча, откровенное признание, турецкий кофе.
Примыкание в согласование: говорить тихо, запасаться на зиму, сегодня вечером, поёт громко, поступить по-честному.

Карточка 6.Творческое задание. Построить словосочетания, используя слова — паронимы в качестве главных слов:
Представить предоставить (например, представить друга — предоставить свободу).
Оделить — отделить, осудить — обсудить, вдохнуть — вздохнуть, дипломат — дипломант, отклик — оклик, поиски — происки.
в качестве зависимых слов:
искусный — искусственный, обидный — обидчивый, эффектный — эффективный.

Кирсяева Ирина Викторовна
МОУ Берёзовостарицкая ООШ, Пермский край, Красновишерский район, п. Березовая Старица.
berez-star@mail.ru

Другие новости по теме: